Виртуальная выставка «Совет да любовь...» (к Году семьи в России)
В День семьи, любви и верности предлагаем вниманию посетителей сайта виртуальный вариант историко-документальной выставки «Совет да любовь...». Выставка посвящается Году семьи в России. Ее задача – показать переход и резкую трансформацию реформы обрядовой системы в нашей стране; окунуться в водоворот бытовавших традиций и обычаев; раскрыть историю родовспоможения, помощи как матерям, так и их детям, разобраться в сложных судьбах детей, оставленных без попечения; и наконец, через личные документы известных жителей нашего края показать не просто судьбы, а мельчайшие счастливые моменты семейного очага.
В первом разделе под названием «Семейное древо» представлены документы генеалогического характера. Основные из них – метрические книги. В дореволюционной России большую роль в общественной жизни играла церковь, которая имела свое делопроизводство. На священнослужителей легла обязанность вести записи рождений, смертей и браков.
Казалось бы, однотипные актовые записи метрических книг на самом деле содержат массу важной информации и деталей по истории семьи и ее составу. Это точная дата и место рождения человека с указанием губернии, уезда, волости, населенного пункта. Фиксировался социальный статус. Принадлежал ли человек к богатым и знатным слоям общества (купцы, дворяне) или наоборот был крестьянином или мещанином. Метрические книги отвечают на вопросы, где и в каком звании наши предки проходили военную службу, какой профессией обладали.
Все, кто имел сведения о препятствиях к браку, обязаны были заявить об этом священнику не позже сделанного в церкви последнего оглашения. Если препятствий к браку не оказывалось, то священнослужители составляли брачный обыск – письменный акт, совершенный причтом перед венчанием, с целью установления неродства вступающих в брак.
Кроме метрических книг важную генеалогическую информацию несут в себе ревизские сказки – документы, на основании которых производилось взимание подушной подати. В них содержатся сведения об одном или ряде лиц, составляющих семью.
К документам церковного учета относились исповедные росписи (ведомости), которые также являются подспорьем для исследователей рода.
Важными документами, содержащими генеалогическую информацию, являются посемейные списки, которые составлялись на лиц податных сословий (крестьян и мещан).
Во втором разделе выставки, который называется «А эта свадьба, свадьба…», представлены ценные источники по генеалогии дворянства, которые содержатся в личных фондах и коллекциях. В них находятся документы как фондодержателей, так и их родственников, знакомых, соседей. Особый интерес представляют дневники, письма, зафиксировавшие знаменательные даты, события, благодаря которым воссоздается история семьи, раскрываются характеры, интересы членов семьи, их быт.
Кроме дневников и писем в личных фондах хранятся копии гербов, родословные росписи, копии свидетельств о внесении в губернские родословные книги, которые придают истории дворянских семей весомости и значимости.
В отличие от традиций, распространенных среди благородных сословий, народные обычаи и поверья наделены большим количеством деталей и примет. Они передавались из поколения в поколение и сохранились в виде фольклора и этнографических материалов. О том, как проводились сватовство, смотренье и свадебные гулянья в некоторых местах Владимирской губернии нам сообщают «Владимирские губернские ведомости».
В 1917 г. при поддержке Костромского научного общества по изучению местного края был подготовлен этнографический сборник. В нем опубликовал свою работу о народной свадьбе в Костромском уезде исследователь Н. Виноградов. Он изучил чрезвычайно многочисленные и разнообразные обряды и церемонии, которые в деревенском быту сопутствовали церковному таинству брака.
Третий раздел выставки именуется «От венчания до Красной свадьбы», и повествует о смене привычной жизни. С приходом советской власти произошла не только трансформация политической системы, но и быта, а также ментального устройства общества. Резкое изменение семейно-брачных отношений в русле новой идеологии за свою основу выбрало борьбу с религиозными «пережитками» в народной среде, в частности через комплекс новых обрядов: как например «октябрины» или «красные свадьбы».
Утвержденная на законодательном уровне система заключения браков, направленная на ликвидацию религиозного таинства венчания, требовала преобразования свадебного обряда. Так декрет от 18 декабря 1917 г. провозгласил, что Российская Республика впредь будет признавать лишь гражданские браки, а церковный брак наряду с обязательным гражданским является лишь частным делом брачующихся. Следствием этого стало значительное упрощение процедуры заключения брака. Из газеты «Рабочий Край» можно почерпнуть сведения о проведении таких обрядов в губернии.
23 января 1918 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров рабочего и крестьянского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». И согласно ему акты гражданского состояния впредь должны были вестись исключительно гражданской властью. Церковь отстраняется от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия признаются лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах.
Далее мы переходим к четвертому разделу выставки «Берегите детей!».
Так на начало 20 в. наша страна занимала абсолютное первое место по вопросу детской смертности, а именно четверть всех рожденных младенцев умирало. И определенная часть смертей была связана с неправильно принятыми родами у женщины.
Главной же задачей акушерок было принятие и регистрация родов. Роды могли приниматься на дому, а также непосредственно в участковой лечебнице. К этому в обязанности акушерок входило ведение «родовспомогательных журналов», где указывалась подробная статистика по новорожденным.
Затрагивая тему городских родильных домов, стоит упомянуть о Марии Александровне Гарелиной, которая на собственные средства в 1890 г. открыла родильный приют в г. Иваново-Вознесенске, в то же время организовав первый детский приют, который предназначался для беспризорных детей. А 7 ноября 1920 г. в г. Иваново-Вознесенске откроется Дом матери и ребенка.
Именно с 1920-х гг. начинают проводить такие мероприятия как «Неделя ребенка», «Неделя матери и ребенка», «Трехдневник по охране материнства и младенчества» – главное назначение которых привлечение широких слоев населения к делу помощи детям, школам и детским учреждениям.
В 1932 г. образован Ивановский областной научно-практический институт охраны материнства и младенчества под руководством профессора Сергея Аполлинариевича Селицкого. К своим основным целям институт на заре своего основания отнес эффективность работы яслей и организацию научной проработки проблем детской смертности и детских заболеваний, а также охрану здоровья женщины.
До революции подброшенных или оставленных детей отправляли либо в городской приют, либо в Шуйскую городскую управу, которая уже заведовала Шуйским уездным детским приютом, в который принимались дети со всего уезда.
Что же касается крестьянских детей, оставшихся без родителей, то они поступали на воспитание или родственников, или посторонних людей вместе с наследством. Усыновление же в крестьянском быту случалось только тогда, когда в семье не было прямых наследников.
Кроме опеки и усыновления в России примерно с XIX в. начали вводиться патронат и патронаж, то есть «помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи».
В советское время из отчетов подведомственных организаций следует, что дети-беспризорники в массе своей обитали в крупных населенных пунктах и главная проблема была даже не в их содержании или обучении, а в том, что сами дети из раза в раз сбегали из детских учреждений, не желая там оставаться на постоянной основе.
Первые ясли в нашей губернии появляются в последние годы 19 века, но имеют скорее стихийный характер. Относительное их увеличение происходит в 1904-1905 гг. Главной их целью провозглашалась профилактика различных детских заболеваний и предотвращение повышенной детской смертности в период полевых работ.
С 1915 г. на фабриках г. Иваново-Вознесенска при поддержке благотворительного общества также начинают открываться ясли для детей, отцы и матери которых трудились на фабриках.
На 1923 г. в г. Иваново-Вознесенске существовало: дом ребенка №1; дом матери и ребенка № 1; ясли №2 при фабрике БИМ; ясли при фабрике Владимирского Треста; ясли при фабрике Петрищевской Мануфактуры. А по Иваново-Вознесенскому уезду к 1925 г. в уезде было 10 яслей.
И завершается выставка пятым разделом «В кругу семьи», в котором рассказывается история семей ивановцев, внесших значительный вклад в историю и культурную жизнь региона.
Во второй половине ХХ в. над картинами на тему революционного прошлого и советского периода текстильного края, свидетелями которого являлись, трудились художники, семейная пара, Нина Павловна (1930-2018 гг.) и Валерий Васильевич (р. 1929 г.) Родионовы. Их первая совместная работа — картина «В ссылку» (посвященная революционерке Ольге Варенцовой) — сразу же принесла признание Родионовым, тогда еще студентам-дипломникам; после чего их приняли в Союз художников СССР.
Другой личный фонд рассказывает о не менее интересном союзе — музыканте и педагоге Шершовой Мире Наумовне (1928-2020 гг.) (заслуженном работнике культуры РФ с 1995 г.) и ее муже ученом, преподавателе Давиде Зельмановиче (на русский манер, Захаровиче) Рехтере (1923-2016 гг.).
Мира Наумовна стала выдающейся виолончелисткой. Она вспоминала: «У мамы был великолепный голос. Я считаю, что мамин голос у меня в пальцах». Шершова два года работала в Ивановской филармонии. Сорок лет (если быть точнее, то 41 год) она преподавала в музыкальных школах № 1, 2 и 4. Из своих воспитанников создала ансамбль виолончелистов.
Муж Миры Наумовны Давид Захарович Рехтер прошел всю войну, расписался на Рейхстаге, был командиром зенитной батареи. Защитил кандидатскую диссертацию, работал с 1954 г. в химико-технологическом институте.
Следующий семейный фонд посвящен Гладунюкам: Иосифу Ивановичу (1893-1978 гг.) — дирижеру Ивановского театра музыкальной комедии, Юрию Иосифовичу (1922-1980 гг.) — участнику Великой Отечественной войны и преподавателю, а также Андрею Юрьевичу (р. 1954 г.) — члену Союза журналистов и Союза писателей России, шеф-редактору ОГУП «Ивановские газеты». Три поколения выдающихся людей Ивановской области представлены на выставке с домашней, семейной стороны.
Особенное место на выставке занимает стенд с материалами из личного фонда Ужиновой Елизаветы Петровны (1913-1992 гг.) — заведующей кафедрой инфекционных болезней Ивановского государственного медицинского института, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР. Будучи коммунистом с 1942 г., Елизавета Петровна умело сочетала большую работу ученого-педагога-организатора с многогранной общественной деятельностью. С 1956 г. она являлась бессменным членом Комитета советских женщин. С 1973 г. была председателем Ивановского городского женского Совета, стала ректором Университета для женщин. Была делегатом Всемирного конгресса женщин в Москве и конгресса женщин в Праге.
Используемые фонды:
Ф. 2. Иваново-Вознесенская городская управа.
Ф. 31. Шуйское духовное правление.
Ф. 47. Шуйское уездное казначейство.
Ф. 101. Фабрика А.М. Гандурина с братьями, г. Иваново-Вознесенск.
Ф. 162. Юрьевецкая уездная земская управа.
Ф. 205. Бурылин Дмитрий Геннадьевич — фабрикант, меценат, краевед.
Ф. 218. Коллекция метрических книг церквей г. Иваново-Вознесенска.
Ф. 369. Шуйская городская управа.
Ф. 500. Кинешемская городская управа.
Ф. 512. Демьянова Надежда Васильевна — дворянка.
Ф. 636. Коновалов Иван Капитонович — фабрикант.
Ф. 647. Архивный фонд Спасской церкви г. Шуи.
Ф. 921. Юрьевецкая городская управа.
Ф. 1044. Архивный фонд Воскресенской церкви с. Соболево Юрьевецкого уезда.
Ф. 1156. Коллекция метрических книг церквей сел Вязниковского уезда.
Ф. Р-2. Отдел общего управления Иваново-Вознесенского губисполкома.
Ф. Р-3. Ужинова Елизавета Петровна — заведующая кафедрой инфекционных болезней Ивановского государственного медицинского института.
Ф. Р-31. Ивановский горисполком.
Ф. Р-33. Иваново-Вознесенский губисполком.
Ф. Р-53. Отдел здравоохранения Иваново-Вознесенского исполкома.
Ф. Р-562. Родионовы Нина Павловна и Валерий Васильевич – Народные художники РСФСР.
Ф. Р-833. Отдел здравоохранения Иваново-Вознесенского губисполкома.
Ф. Р-1186. Гладунюки: Иосиф Иванович — дирижер Ивановского театра музыкальной комедии; Юрий Иосифович — участник ВОВ 1941-1945 гг., преподаватель; Андрей Юрьевич — член Союза журналистов и Союза писателей России, шеф-редактор ОГУП «Ивановские газеты».
Ф. Р-1261. Шершова Мира Наумовна — заслуженный работник культуры РФ, музыкант, педагог.
Ф. Р-2252. Коллекция актов гражданского состояния.
Ф. Р-2539. Научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества.
Выставку подготовили сотрудники отдела публикации и использования документов А.А. Ладанова и Д.А. Утешева