Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное
учреждение Ивановской областиГосударственный архив
Ивановской области
Версия для слабовидящих
КаталогК 150-летию города Иваново

Думские заботы… Апрель 1877 г. – учреждение Иваново-Вознесенской женской гимназии

Продолжаем рубрику «Думские заботы…» о судьбоносных решениях городских властей в истории Иваново-Вознесенска. На сей раз на очереди постановление от 20 апреля 1877 г., состоявшееся 145 лет назад – о создании женской гимназии в г. Иваново-Вознесенске.

История женского образования в Иваново-Вознесенске началась еще в 1860 г., практически сразу после появления Положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. Этот документ был утвержден Александром ΙΙ после почти двухлетнего обсуждения 30 мая 1858 г. Предполагалось открытие женских училищ двух разрядов – с 6-летним и 3-летним курсами обучения. Программа училищ первого разряда был ближе к институтской, программа второго – более упрощенной. В них преподавались Закон Божий, грамматика, история и география, арифметика, чистописание и рукоделие. Открывались училища в городах, наиболее нуждавшихся в них и имевших возможность обеспечить их содержание. Высшая планка оплаты за обучение в училищах первого разряда составляла 35 руб., второго – 25 руб. Это Положение стало первым законодательным актом образовательных реформ, ознаменовавших новую эпоху в истории России. Уже 19 июля 1858 г. министр внутренних дел С.С. Ланской разослал на места циркуляры с приглашением дворянства и городских сословий к пожертвованию на городские училища. В связи с этим владимирский губернатор Е.С. Тиличеев 19 августа 1858 г. предписал голове Вознесенского посада Я.П. Гарелину предложить гражданам посада учреждение в нем женской школы на основаниях новоизданного Положения. Вознесенцы охотно откликнулись на предложение – на общем собрании граждан 24 сентября 1858 г. они, признав «таковое учреждение полезным и необходимым», решили учредить женскую школу второго разряда. На первоначальное устройство, обзаведение и содержание нового учебного заведения в течение трех лет сумма собиралась по общественной раскладке (по 800 руб. в год). Далее содержание школы относилось на счет посадских доходов. В ней должно было обучаться 30 учениц, причем треть из них («из беднейших мещан») – бесплатно, а остальные – с платой до 10 руб. в год.

Отношение директора училищ Владимирской губернии в Вознесенскую думу об утверждении О.Ф. Андреевой. 1860 г.Но «скоро сказка сказывается» – лишь в мае 1859 г. последовало предложение губернатора избрать для училища «особо избранную начальницу со званием попечительницы, из лиц купеческого сословия, изъявивших желание вспомоществовать благосостоянию заведения пожертвованиями». При посещении с. Иванова директором училищ Владимирской губернии Н.И. Соханским, Я.П. Гарелин предложил в качестве начальницы некую «известную ему даму». Однако уже в декабре 1859 г. глава посадской Думы сообщил Соханскому, что дама эта «месяц назад отсюда уехала» и просил назначить на ее место другую достойную кандидатку. Она была предложена в марте 1860 г. в лице окончившей курс в Московском училище вдовы, титулярной советницы О.Ф. Андреевой. Посадское общество утвердило ее в этом звании 14 апреля 1860 г. Затягивание открытия училища было связано с разработкой нового общероссийского положения, предоставлявшего значительную долю влияния городскому обществу посредством учреждения Попечительского совета. Этот орган получал «полное наблюдение за нравственной и хозяйственной частью училища». Кроме того, новый документ предусматривал возможность открытия приготовительного класса и снижение платы за обучение. Второе положение о женских училищах было учреждено императором 10 мая 1860 г. После этого административная машина заработала быстрее. Училище было открыто в сентябре 1860 г. В попечительский совет, кроме Я.П. Гарелина вошел его двоюродный брат С.Н. Гарелин, а во главе его встала представительница еще одной знаменитой фабрикантской династии – Александра Яковлевна Кокушкина. В штате, кроме начальницы (она же – учительница рукоделия), имелись законоучитель (священник Вознесенской церкви Ф.М. Остроумов), учительница (в приготовительном классе), учитель (в 1-м и 2-м классах) и швея. К 1873 г. в училище обучалось 87 девочек. Никакой платы с них не взималось, также безвозмездно пользовались они и учебными принадлежностями. Годовой бюджет школы состоял из пожертвований общества – 800 руб., и суммы, вносимой попечительским советом – 500 руб. Вознесенское женское училище вошло в число 47 заведений такого типа, открытых в первые три года после издания майского положения 1858 г. на территории всей Российской империи.

Объединение села Иванова и Вознесенского посада в город Иваново-Вознесенск, состоявшееся в июле 1871 г., дало новый толчок развитию в нем образования. В сентябре 1873 г. в городе открылось реальное училище. А еще 11 июля 1872 г. директор училищ Владимирской губернии предложил попечительству Иваново-Вознесенского женского училища преобразовать это учебное заведение в прогимназию. Дело в том, что в мае 1870 г. было утверждено Положение о женских гимназиях и прогимназиях. Женские училища первого и второго разрядов получали статус соответственно – гимназий и прогимназий. Гимназии включали 7 классов (при необходимости руководству разрешалось учреждать еще один – педагогический), прогимназии – 4 класса. Права попечительства в управлении несколько ограничивались, зато гимназии впервые получали целевое государственное финансирование. Всего под действие Положения 1870 г. попадала 151 школа, в том числе 43 гимназии, 79 прогимназий и 29 училищ второго разряда. Для получения государственного финансирования и «важных преимуществ для служащих и учащихся» женские училища первого и второго разрядов «должны были удовлетворить требованиям нового положения»: расширить объем учебного курса, увеличить число классов и перейти к новому порядку управления. Большая часть женских училищ уже к 1872 г. оказалась преобразована в гимназии и прогимназии, но «немногие» училища продолжали руководствоваться положениями 1860 г. Министр просвещения Д.А. Толстой настаивал на переводе всех женских училищ под действие положения 1870 г., в противном случае они подлежали переводу в число частных учебных заведений.

Педагогический совет женского училища под председательством М.И. Гарелиной обсудил это предложение в августе 1872 г. Поскольку основной вклад в училищный бюджет принадлежал городскому обществу, решение вопроса было передано на суждение Думы. Но совет счел нужным высказать и свое мнение относительно создавшегося положения. Он отмечал, что «при значительном народонаселении» нового города, состоящем преимущественно из «рабочих людей, далеко не пользующихся достаточными средствами к научному воспитанию своих детей», ощущается сильная потребность именно в бесплатном учебном заведении. «Большинство обывателей может давать лишь учениц, но никак не средства для их воспитания» – резюмировали члены попечительства. Это мнение на заседании городской Думы 21 октября 1872 г. отстаивал один из них – Н.Ф. Зубков. Он убедил гласных «оставить женское училище частным учебным заведением в том виде, в каком оно существовало до сего времени». Но Иваново-Вознесенск постепенно наполнялся представителями «образованного сословия», желавшими обучать своих дочерей именно в гимназии. В ходе поездки в Москву в начале 1877 г. городской голова Я.П. Гарелин имел об этом беседу с помощником попечителя Московского учебного округа С.С. Ивановым. Ивановцы желали открыть в городе женскую гимназию «на общих основаниях с приготовительным классом без педагогического».

Формулярный список И.И. Бордюгова. 1882 г.Иванов сочувственно отозвался об этой затее и обещал выделение ежегодной субсидии в размере 1000 руб. в год. Она предназначалась преподавателям реального училища за их занятия в женской гимназии. От городского общества на содержание гимназии требовалось 3000 руб., кроме единовременной суммы на обзаведение мебелью. Ежегодная плата за обучение определялась в 30 руб. «и более, смотря по предметам классного преподавания». Гарелин уже успел заручиться поддержкой в этом начинании директора реального училища И.И. Бордюгова и его преподавателей. Первый директор реального училища также как и Гарелин, сыграл важную роль в образовании гимназии – хотя бы потому, что именно он по должности должен был стать ее директором. Иван Иванович Бордюгов был весьма опытным и даровитым преподавателем и успешным чинсовником. Он родился в 1831 г. и по окончании Главного педагогического института в августе 1857 г. был определен в 3-ю Московскую гимназию старшим учителем химии, технологии и товароведения. Преподавал он также в Николаевском сиротском институте. На этом посту он неоднократно получал поощрения за «отличную и усердную службу», в сентябре 1871 г. стал классным наставником в той же гимназии, а июле 1873 г. был определен директорам вновь созданного Иваново-Вознесенского реального училища.

Доклад комиссии по созданию женской гимназии городской Думе. 1877 г.Доклад Я.П. Гарелина об учреждении женской гимназии прозвучал на заседании городской Думы 12 апреля 1877 г. Гласные решили, что «учреждение женской гимназии в г. Иваново-Вознесенске весьма необходимо и в высшей степени желательно». Для определения расходов на устройство гимназии была сформирована комиссия в составе гласных М.О. Невядомского, Ф.Н. Гарелина и директора реального училища И.И. Бордюгова. Уже 16 апреля ими был предложен первый проект учреждения гимназии. Разместить ее планировалось в доме Н.А. Корунова на ул. Панской (ныне – Станко). В первые три года он мог вместить 4 класса и квартиру начальницы, которую в дальнейшем планировалось перевести в другой дом. Для 50 учениц устанавливалась плата в 30 руб. – «за ученье обязательных предметов» и в 50 руб. – с изучением дополнительных дисциплин. Всего в классе должно было проходить в год 25 уроков, при этом число необязательных в старших классах постепенно сокращалось: от 12 в первых двух до 10 в третьем и 8 – в четвертом. Общий бюджет составлял 6000 руб., из них 1000 руб. должно было уйти на приспособление здания и 900 руб. – на жалование начальнице и ее помощнице. Оплата труда преподавателей-женщин оценивалась в 1500 руб., а в случае их замены мужчинами повышалась на 630 руб. На все остальное содержание (квартира, отопление, приобретение столов и учебных пособий, найм караульного и прислуги) – должно было уйти всего 774 руб. В первый год начинали работу два класса, в последующие пять лет добавлялось еще по одному ежегодно. К последнему году минимальные расходы на гимназию (9594 руб.) должны были лишь немного превысить доходы (9400 руб.). В связи с этим комиссия предлагала также испросить ежегодную субсидию на обеспечение нового учебного заведения у Шуйского уездного земства – в размере 2000 руб. Весьма оперативно, уже 20 апреля 1877 г. этот доклад был рассмотрен городскими властями. Дума постановила: «Ходатайствовать об учреждении в городе женской гимназии, на содержание каковой отпускать ежегодно по 3000 руб. из городских средств». 3 мая 1877 г. ходатайство Я.П. Гарелина о создании гимназии в Иваново-Вознесенске ушло к попечителю Московского учебного округа кн. Н.П. Мещерскому. Одновременно письмо с просьбой о содействии «к осуществлению этого, более чем необходимого для города учреждения» ушло к его помощнику С.С. Иванову.

Отношение Шуйской уездной управы городскому голове. 1877 г.Отношение Н.П. Мещерского городскому голове об открытии гимназии. 1877 г.В ответном письме от 24 мая 1877 г. Мещерский отмечал, что назначенная городом для гимназии сумма в 3000 руб. достаточна лишь для содержания прогимназии. Кроме того, правилом было учреждение 7-классной гимназии лишь там, где уже действовала прогимназия, тогда как в Иваново-Вознесенске таковой не имелось. Сумма пособия от Министерства просвещения фиксированной не была – она зависела от ежегодных ассигнований, числа учебных заведений и объема средств местного общества. В связи с этим на заседании Думы 7 июня 1877 г. было решено открыть в городе прогимназию, которую затем Проект перестройки под гимназию общественного дома архитектора П.В. Троицкого. 1878 г.можно будет преобразовать в гимназию путем ежегодного открытия новых классов. Субсидия от города для нового учебного заведения снижалась до 1700 руб. А Шуйское земство 12 октября приняло решение о ежегодном выделении на содержание гимназии суммы в 1000 руб. Согласие Мещерского на открытие прогимназии было получено 30 июня 1877 г. Через месяц он уведомил Я.П. Гарелина, что выделение ивановской гимназии ежегодной субсидии «будет иметься в виду», но в любом случае составит не более 500 руб. Городской голова подыскал и первое помещение для гимназии. Им стал дом Н.Я. Красильщиковой на Панской улице (ныне – ул. Станко, 21), арендованный согласно постановлению Думы от 1 августа 1877 г. вплоть до июня 1880 г. за 360 руб. в год. Для гимназии передавался его второй этаж, кухня, часть сарая, погреб и «в случае надобности» даже баня. Сад при доме находился в совместном пользовании хозяйки и учебного заведения. Впрочем, этот дом должен был стать лишь первым пристанищем гимназии. Поскольку в дальнейшем планировалось ее расширение до семи классов, то вскоре городскому голове архитектором П.В. Троицким был представлен проект перестройки под гимназию общественного дома на ул. Негорелой, занимаемого к тому времени мещанской управой. Однако Дума 26 октября 1877 г. заблокировала этот проект ввиду его неудобства. Было решено разместить помещение гимназии на более удобном месте, для чего гласные выделили 15000 руб.

Отношение городского головы И.И. Бордюгову о найме учителей в гимназию. 1877 г.В начале августа поступили и первые прошения от кандидаток на место преподавательниц гимназии – Н.У. Рябчиковой, А.К. Шереметевской, Е.А. Ахалиной, В.А. Белтовой, А.М. Алякринской и А.К. Козловой. Первая окончила курс во Владимирской гимназии, вторая – столичный Николаевский институт, третья – Одесский институт благородных девиц. Следующие двое закончили Мариинские училища в Москве (Алякринская) и Саратове (Белтова). Ходатайства свои они направили городскому голове, который играл основную роль в устройстве гимназии. Поскольку просительницы были известны ему «отличной нравственностью и прекрасным поведением», Я.П. Гарелин счел возможным препроводить их просьбы председателю педагогического совета будущей гимназии, директору реального училища И.И. Бордюгову. Но тот не принял бумаги, мотивируя это тем, что подобные просьбы должны быть адресованы лично ему, а вовсе не Гарелину. Столь пренебрежительное буквоедство крайне разозлило Якова Петровича, многие годы являвшегося признанным лидером иваново-вознесенской буржуазии. Он обвинил Бордюгова в отсутствии элементарной вежливости, иронизируя: «было бы очень прискорбно думать, что он не в состоянии был понять содержания поданных на имя мое прошений». Непосредственный начальник Бордюгова Мещерский письмом от 2 сентября 1877 г. успокаивал Гарелина, что все поданные им прошения будут рассмотрены с тем, чтобы их авторы «вполне отвечали важности принимаемых ими на себя обязанностей», замечая впрочем при этом, что «некоторые из них, судя по прошениям, оказываются к сожалению, малограмотными».

Прошение А.К. Козловой о приеме на работу в гимназию. 1877 г.Свидетельство А.М. Алякринской на звание домашней учительницы. 1874 г.Кем же были эти «малограмотные» кандидатки в число первых преподавательниц гимназии? Александра Карловна Шереметевская (урожденная Ламартиньер) желала занять место преподавательницы иностранных языков. Она окончила Санкт-Петербургский сиротский институт в 1863 г., шесть лет отработала гувернанткой, а затем трудилась «в частных домах в качества домашней учительницы» иностранных языков. Александра Киприановна Козлова имела свидетельство Попечителя Московского учебного округа на звание классной преподавательницы русского языка. Лидия Ивановна Грязнова, окончившая Санкт-Петербургские педагогические курсы, желала преподавать в гимназии математику. Анна Михайловна Алякринская, имевшая намерение преподавать в гимназии историю и географию, родилась 18 августа 1856 г. в семье владимирского чиновника. Она окончила Мариинское училище в мае 1874 г., а уже 3 октября того же года получила свидетельство Московского попечительства на звание домашней учительницы. Еще две кандидатки уже имели опыт работы в гимназиях и решили сменить место деятельности. Надежда Уаровна Рябчикова могла вести арифметику и русский язык. До этого она трудилась в Рыбинской женской гимназии. А Елизавета Александровна Ахалина четыре года преподавала те же предметы в Таганрогской женской гимназии. Но на новом месте она хотела обучать девочек русскому и французскому языкам.

Свидетельство Е.С. Колзаковой о внесении в родословную книгу Тульской губернии. 1858 г.Прошение Е.В. Топорковой о приеме на работу в гимназию. 1878 г.Первой преподавательницей новой гимназии стала А.К. Козлова – она была назначена на должность уже 27 августа 1877 г. Следом И.И. Бордюгов пролоббировал утверждение учительницами А.М. Алякринской и Н.У. Рябчиковой (прошение о первой ушло в Москву 29 октября 1877 г., второй – еще через два дня). Требовались еще две преподавательницы и ими стали совсем новые лица – Елизавета Дмитриевна Лялина и Елизавета Васильевна Топоркова. Первая имела свидетельство на звание домашней учительницы и 20 декабря 1877 г. просила определить ее учительницей арифметики, а вторая (также с дипломом на звание домашней наставницы) желала проступить в гимназию преподавательницей немецкого языка. О приеме в преподавательницы этих лиц Бордюгов просил уже 2 января 1878 г., всего за неделю до открытия гимназии. Лялина была принята вместо другой кандидатки, которая неожиданно избрала для места службы другой город, а Топоркову директор реального училища знал лично – она была воспитанницей Московского Николаевского института и окончила курс именно тогда, когда он сам преподавал в этом учебном заведении. Директор знал ее с самой лучшей стороны, поэтому Топоркова обошлась даже без официального прошения – оно было оформлено задним числом, 12 января 1878 г., уже после ее назначения. Начальницей гимназии постановлением Попечителя Московского учебного округа 9 декабря 1877 г. была утверждена Елизавета Сергеевна Колзакова. Она родилась 14 октября 1854 г. в семье чиновника весьма высокого ранга – надворного советника С.Я. Колзакова, а в мае 1871 г. окончила Санкт-Петербургское Александровское училище. В январе 1878 г. она была назначена также преподавателем французского языка.

Протокол первого заседания педагогического совета гимназии. 1878 г.Педагогический совет гимназии впервые собрался еще 7 января 1878 г. Присутствовали на нем, кроме директора гимназии – И.И. Бордюгова и ее начальницы – Е.С. Колзаковой, законоучитель Андрей Петрович Златовратский (священник Покровского собора), а также преподавательницы А.М. Алякринская, Н.У. Рябчикова и А.К. Козлова. На этом совещании было решено на приемных экзаменах требовать знания полугодичного курса «только в том случае, когда большинство поступающих окажет требуемые познания, в противном же случае, в виду малочисленности подавших прошения, довольствоваться знанием курса предшествующих классов». Большого наплыва желающих в гимназии не ожидалось – принимая во внимание небольшой состав классов, было решено «пройти по всем учебным предметам полный курс». Приемные испытания были проведены 9 и 10 января 1878 г. По их итогам, в 1-й класс было зачислено 22 ученицы, во 2-й – еще 9 учениц, в приготовительный – 13 девочек. Торжественное открытие гимназии состоялось 11 января 1878 г., а на следующий день началась учебные занятия. Через месяц И.И. Бордюгов сообщал первые данные о составе учеников гимназии. Они несколько отличались в большую стороны от числа поступивших по предварительным испытаниям: 17 чел. в приготовительном классе, 26 – в 1-м, 10 – во 2-м. По социальному положению большинство девочек происходили «из городских сословий» – 39 чел., еще 6 учениц были дочерями дворян и чиновников, 5 – духовенства и 3 – крестьян. Всего в гимназии трудились пять преподавательниц (А.М. Алякринская, А.К. Козлова, Е.В. Топоркова, Н.У. Рябчикова и Е.Д. Лялина). Учителем рисования был Матвей Иванович Баранов, преподававший также в реальном училище. А наставником чистописания 29 января 1878 г. был назначен учитель Иваново-Вознесенского приходского училища, Василий Павлович Тихомиров, окончивший курс Владимирской духовной семинарии.

Отношение владимирского губернатора И.И. Бордюгову о благонадежности О.И. Крамаревской. 1880 г.Прошение Е.С. Колзаковой об отпуске. 1877 г.Первой назначенная в гимназию учительницей А.К. Козлова одной из первых и покинула ее – едва выйдя замуж, она оставила преподавание в гимназии в феврале 1880 г. На ее место поступила проживавшая до этого во Владимире домашняя учительница Ольга Ивановна Крамаревская – будущая начальница гимназии и сестра основательницы частной гимназии Марии Ивановны Крамаревской. Она вскоре вышла замуж за другого преподавателя женской гимназии учителя истории и географии Антона Антоновича Березницкого, скончавшегося уже в 1885 г. Первая начальница гимназии провела на этой должности немногим более Аттестат Ольги Федоровны Аделунг. 1871 г.четырех лет – она неоднократно брала отпуск для поправки «расстроенного здоровья», а 18 февраля 1882 г. была уволена от должности и переведена в Серпуховскую женскую гимназию. Ее преемницей стала Ольга Федоровна Киселева (урожденная Аделунг), женщина весьма необычной судьбы. Она родилась 15 октября 1853 г. в семье генерал-майора Федора Федоровича и Варвары Николаевны Аделунг. Ольга Федоровна была внучкой знаменитого ученого, историка и лингвиста Ф.П. Аделунга (1768-1843) и состояла в родстве с многочисленными представителями этого заметного рода «русских немцев». В июне 1871 г. О.Ф. Аделунг окончила Московское Екатерининское училище, при котором и была оставлена пепиньеркой (надзирательница и кандидатка в учительницы). Эту должность «по домашним обстоятельствам» она была вынуждена покинуть уже через полгода. Вскоре Ольга вышла замуж. В течение шести лет у пары появились четверо детей – Сергей, Петр, Варвара и Екатерина. Но в 1879 г. ее неизлечимо больной умопомешательством муж, председатель Саратовского окружного суда, оказался в Московской Преображенской больнице. В связи с этим Ольга Федоровна получила специальное разрешение и в сентябре 1880 г. была определена на должность классной дамы в то же училище, которое ранее окончила. А в марте 1882 г. она была назначена начальницей женской гимназии в Иваново-Вознесенске. Киселева прослужила в этой должности два десятка лет, а после ее смерти место начальницы гимназии было занято О.И. Березницкой.

Прошение А.М. Алякринской об увольнении на пенсию. 1903 г.Отчет об управлении гимназией за 1894 г.Как мы видели, в первом составе преподавателей гимназии было не слишком много мужчин. Однако открытие новых классов все чаще заставляло обращаться к услугам учителей-«реалистов». Уже через два годы после начала работы гимназии, после открытия 4-го класса, в ней появились учителя истории и географии – Порфирий Иванович Мизинов, рисования – Петр Алексеевич Алексеев и естественной истории и физики – Александр Иосифович Бер. Спустя полтора десятилетия после открытия гимназии, к сентябрю 1893 г. в ней трудились 16 учителей, из которых почти половину составляли мужчины. Русский язык, педагогику и историю преподавал С.Е. Малиновский, математику, физику, космографию и естественную историю – В.Е. Максимов, историю и географию – М.А. Лакомте и А.М. Алякринская. Остальные преподавали лишь по одному предмету: О.И. Березницкая – русский язык, Н.М. Миловидова – арифметику, О.Ф. Киселева и А.А. Симон – французский язык, В.А. Думанский и Л.П. Васильева – немецкий язык, В.П. Тихомиров – чистописание, К.Н. Кривобоков – рисование, В.М. Мальцева – рукоделие, И.Ф. Великосельский – пение, Л.П. Васильева – музыку, С.И. Нелидова – танцы. Законоучителем был Д.А. Сперанский, обязанности классных дам исполняли М.И. Ерофеева, С.Г. Осипова и Е.Н. Сперанская. Как видим, из всего первоначального преподавательского состава место в гимназии сохранила лишь А.М. Алякринская. На пенсию она ушла лишь в январе 1903 г., отслужив в гимназии четверть века.

Баллотировочный список на выбор членов попечительства гимназии. 1883 г.Попечительный совет гимназии был сформирован на заседании Думы 2 сентября 1877 г. В него вошли, кроме Я.П. Гарелина, М.О. Невядомский, К.В. Напалков, А.П. Собинов, А.И. Гарелин, Е.А. Попов и Ф.Н. Витов. Александр Иванович Гарелин, впрочем, в октябре от этой чести отказался «по случаю продолжительных отлучек» из города. Через три года, в декабре 1880 г., после новых выборов, остались лишь двое старых попечителей – Невядомский и Витов. К ним присоединились Е.В. Напалков, А.А. Варенцов, М.Д. Дарьинский и Я.Н. Фокин. В ноябре 1883 г. состав не слишком изменился: Дарьинского и Напалкова сменили Л.П. Грязнов и А.И. Гарелин. Если в ходе открытия гимназии основную роль играл городской голова – Я.П. Гарелин, то в попечительном Совете центральное место сразу занял врач М.О. Невядомский, избранный его председателем. «Вольнопрактикующий врач из дворян» Михаил Осипович Невядомский родился 18 июля 1841 г., в 1863 г. окончил медицинский факультет Московского университета и вскоре приехал в Иваново-Вознесенск. Женат он был на представительнице одного из самых заметных фабрикантских родов города – Елизавете Ивановне Гарелиной. Пара имела шесть детей, в том числе четырех девочек, обучавшихся, естественно, в Иваново-Вознесенской женской гимназии. Еще в 1873 г. Невядомский вошел в число членов попечительства Иваново-Вознесенского реального училища. Через пять лет он возглавил попечительство женской гимназии. А в октябре 1878 г. стал и врачом гимназии – без жалования, но с правами государственной службы.

Проект приветственного адреса М.О. Невядомскому. 1886 г.В ноябре 1886 г., спустя десять лет службы на этой должности, Невядомский получил благодарственный адрес городской Думы, в котором отмечалась его «просвещенная деятельность» в должности председателя попечительного Совета и «живое сочувствие к делу образования», которые поставили женскую гимназию «на высоту своего назначения». Свои полномочия он попытался сложить в январе 1888 г. «вследствие расстроенного здоровья», но Дума на заседании 8 марта постановила просить его остаться. Ему удалось выйти из Совета лишь при его перевыборах в январе 1890 г. – в поданном перед ними заявлении, он «ни под каким видом» не соглашался продолжить общественную службу. В результате новым председателем попечительского Совета с 1890 г. стал Ф.Н. Витов, а многолетнего главу Совета Невядомского заменил Я.В. Гречин. Витов скончался в октябре 1898 г. и его место в экстренном порядке занял А.М. Гандурин. Однако и уйдя из Совета, Невядомский продолжал интересоваться гимназией. 19 августа 1894 г. он направил городскому голове доклад о необходимости попечительному Совету, наряду с финансовыми отчетами, предоставлять и отчеты «о внутренней жизни гимназии, ее порядках и благоустройстве». Объяснялось это распространением неких «инсинуаций относительно женской гимназии», которые претили ему, как одному из ее организаторов и представителю городской общественности. «В настоящее время вопрос об образовании и воспитании детей вообще и женского пола в частности имеет существенное значение. Город затрачивает большие средства на содержание женской гимназии и имеет полное право интересоваться ее благоустройством и приносимой ею пользой в интересах своих обывателей» – рассуждал он.

Отношение С.С. Иванова городскому голове об открытии 4-го класса гимназии. 1879 г.Итак, гимназия была открыта 11 января 1878 г. в составе двух классов – 1-го и приготовительного. В них обучалось 60 девочек. Плата за учебу составляла 30 руб. за обязательные предметы и по 5 руб. за каждый необязательный (для «приготовишек» она была вдвое меньше – 15 руб.). К числу необязательных относились иностранные языки и рисование. Они понадобились более половине учениц – всего 32 девочки обучались языкам и 35 – рисованию. По итогам первого года из приготовительного класса были переведены в 1-й – 12 чел., из 1-го во 2-й – 17 чел., из 2-го в 3-й – 7 чел. На второй год были оставлены 15 чел., на переэкзаменовку после каникул по разным предметам были направлены 9 девочек. В первый год существования учебный инвентарь гимназии оставлял желать лучшего: имелись лишь 10 карт, глобус, теллурий (прибор для наглядной демонстрации годового вращения Земли вокруг Солнца), арифметический ящик, шведские счеты, четыре образца линейных мер и 26 проволочных моделей. В августе 1878 г. был открыт 2-й класс, спустя год – 3-й. Число учащихся увеличилось до 100 чел. В конце второго учебного года, 30 мая 1879 г. городской голова доложил Думе, что «в интересах обучающихся девочек», в сентябре необходимо открыть следующий класс – 4-й, испрашивая на его годовое содержание еще 600 руб. Дума немедленно выделила необходимые деньги, а 20 июля 1879 г. соответствующее разрешение было получено и от попечителя Московского учебного округа. Решение об открытии 5-го класса было принято 6 июня 1880 г. (на него было выделено 700 руб.). Всего к апрелю 1881 г. в гимназии обучалось 119 чел.: в двух отделениях приготовительного класса – 23 девочки, в 1-м классе – 28, во 2-м – 20, в 3-м – 25, в 4-м – 16 и в 5-м – 7. Расходы на гимназию за первый год ее существования составили 5899,25 руб., за второй – 7242,5 руб., за третий – 7708,77 руб. Большая часть бюджета уходила на жалование преподавателям, причем этот процент постепенно увеличивался: если в первый год по этой статье было израсходовано 53% бюджета, то во второй – 56%, а в третий – и вовсе 67%.

Доклад М.О. Невядомского городской Думе. 1881 г.В докладе городской Думе 29 апреля 1881 г. председатель попечительства М.О. Невядомский испрашивал на открытие следующего, 6-го класса гимназии сразу 2650 руб. «Вас, господа гласные, может удивить просимая Попечительским советом сумма» – писал он. Но ничего удивительного в этой просьбе не было. Для покрытия расходов по содержанию гимназии Совет ежегодно был вынужден занимать деньги у своих членов – всего в течение трех лет было занято 1204 руб. Половину из них попечительница В.Н. Зубкова и член Совета Ф.Н. Витов записали в счет пожертвований, но все равно перерасход был велик. Кроме того, требовалось расширение квартиры. В течение года гимназия помещалась в доме Красильщиковой, затем – в доме Щудрова. Но с нового учебного года ее было решено переместить в дом Е.К. Борисовой на Панской улице (ныне – ул. Станко, 7), аренда которого обошлась в 1500 руб. в год. Жалование преподавательского состава с введением 6-го класса увеличивалось на 1100 руб. в год, также необходимо было нанять еще одну классную надзирательницу. И наконец, Невядомский просил гласных ходатайствовать перед Министерством просвещения о переименовании прогимназии в гимназию. Он надеялся, что в связи с этим отпускаемая на нее сумма увеличится хотя бы вдвое (до этого за три года Министерство выделило всего 1290 руб. – исключительно на приобретение научных пособий). После прочтения этого доклада в Думе 5 мая 1881 г. мнения гласных разделились. Одни предлагали немедленно выделить требуемые деньги, другие – изыскать другие источники финансирования, либо вовсе задержать открытие 6-го класса как минимум на один год. Возникло предложение увеличить плату за обучение, но большинство гласных и существующую плату считали довольно высокой. В результате было решено ассигновать требуемую сумму из запасного капитала, а также просить земство втрое увеличить годовое пособие на гимназию – до 3000 руб. Еще 600 руб. было отпущено Думой для покрытия дефицита текущего года.

Финансовый отчет гимназии за 1900 г.Финансовый отчет гимназии за 1883 г.Как видим, даже далеко не бедные думские гласные считали размер платы за обучение в гимназии весьма высоким. В связи с этим предпринимались многочисленные меры по введению разного рода стипендий для «недостаточных учениц», представлявших небогатые слои городского населения. В частности, 26 января 1878 г. Дума решила предоставить 5 бесплатных мест в приготовительном классе детям «беднейших жителей города». Выбор девочек был предоставлен жребию, на их обучение городскими властями выделялось 150 руб. в год. 25 апреля 1884 г. Думой в память совершеннолетия наследника (будущего Николая ΙΙ) было принято решение об учреждении еще пяти стипендий при гимназии, для чего было выделено 150 руб. В память бракосочетании Николая II 14 ноября 1894 г. появилась еще одна стипендия – на 5 чел. в 250 руб., а в честь его коронации 14 мая 1896 г. – четвертая стипендия для двух учениц в 70 руб. В 1883 г. была учреждена первая частная стипендия – на деньги директора реального училища И.И. Бордюгова. «Неприкосновенный капитал», проценты с которого составляли ее сумму (1200 руб.) хранился в Шуйском уездном казначействе. В 1887 г. появилась еще одна «эндаументная» стипендия – также от городского общества с «неприкосновенным капиталом» в 1000 руб. Он хранился в Иваново-Вознесенском отделении Госбанка (туда же же был переведен и капитал И.И. Бордюгова). В 1891 г. образовалась и третья подобная стипендия – императорская в 1400 руб., а в 1895 г. – четвертая (Общества приказчиков в 1200 руб.). Еще одна подобная ситпенидия в 1600 руб. – в честь умершего председателя попечительского Совета гимназии Ф.Н. Витова – была учреждена в 1899 г. А в следующем году были учреждены сразу 4 стипендии – еще одна витовская (в 1400 руб.) и три – имени московского купца И.Е. Пономарева (всего – 5000 руб.). В 1902 г. капитал для еще одной стипендии (2000) был пожертвован наследниками умершей иваново-вознесенской купчихи М.М. Китаевой, а в 1903 г. появилась стипендия умершей начальницы гимназии О.Ф. Киселевой (1700 руб.).

Отношение попечительства гимназии городскому голове об открытии 8-го класса. 1883 г.На открытие последнего, 7-го класса женской гимназии попечительному Совету потребовалось еще 1400 руб. Невядомский в докладе городской Думе 20 апреля 1882 г. отмечал, что эта сумма должна быть сложена из увеличения городских ассигнований еще на 400 руб. (таким образом, эта сумма достигала 6050 руб., более чем в три раза превышая первоначальные выплаты на гимназию). Кроме того, как минимум вдвое должно было увеличиться ежегодное пособие от Шуйского земства – до 2000 руб. Общий бюджет гимназии, таким образом, составлял 11200 руб., из которых лишь 3000 руб. составляла плата за обучение. Городские власти вновь вынуждены были раскошелиться, округлив требовавшуюся Невядомским сумму до 6000 руб. Шуяне, скрепя сердце, обещали выделить на открытие 7-го класса единовременно 1000 руб., а ежегодные ассигнования увеличить до 1500 руб. Кроме того, попечительский Совет решил повысить плату за обучение. Если первоначально она составляла от 30 до 50 руб. в год, то с августа 1882 г. была повышена до 35 руб. за обязательные предметы и до 65 руб. – за дополнительные. В конце августа 1883 г. было получено разрешение на открытие при гимназии дополнительного 8-го класса («педагогического»). Общий бюджет учебного заведения за 1883 г. составил 12816,97 руб., причем дефицит в 528,47 руб. пришлось пополнить за счет жертвователей – членов Попечительного совета В.Н. Зубковой, Е.В. Напалкова, гласного И.Н. Гарелина. Большая часть его (66%) уходила на жалование преподавателям, а оплата за обучение (даже повышенная) обеспечивала лишь 38% бюджета (4895 руб.).

Между тем гимназия готовилась к переезду со съемной квартиры в собственный дом. Еще в начале 1878 г. попечительные Советы гимназии и реального училища разработали проект постройки нового здания для последнего. Старое здание при этом планировалось передать для гимназии. Этот проект был утвержден на заседании городской Думы 17 марта 1878 г., а затем получил и одобрение сверху – в апреле 1878 Государственный совет постановил выделить Иваново-Вознесенску на строительство нового реального училища 13512,5 руб. После окончания постройки старое здание училища должно было принять женскую гимназию. Вот только реализация этого проекта основательно затянулась – сооружение здания реального училища было завершено лишь к началу июля 1886 г. (ныне – пр. Ленина, 33). Гимназия, как мы помним, за это время успела сменить три «съемные квартиры» и лишь в апреле 1886 г. глава попечительского Совета гимназии М.О. Невядомский заявил, что следующий учебный год она должна начать в «собственном доме». В связи с этим 29 мая 1886 г. комиссия из пяти гласных осмотрела здание старого реального училища, в которое планировалось перевести гимназию (ул. Степанова, 13). По итогам осмотра для гимназии было решено отвести лишь второй этаж, тогда как на первом должна была размещаться квартира начальницы и начальное женское училище на 150 учениц. При этом сумма, ежегодно отпускаемая Думой на счет гимназии, была уменьшена лишь на 500 руб., поскольку в новом здании требовались дополнительные издержки на прислугу и отопление.

Счет парижского Торгового дома Аванцо на художественные принадлежности для женской гимназии. 1878 г.В ответ попечитель Московского учебного округа заявил, что городские власти не имеют права изменять решение высшего органа империи – Государственного совета, согласно которому гимназия должна была получить здание училища полностью. На заседании Думы 26 июня 1886 г. было решено возбудить ходатайство о помещении вместе с гимназией еще и женского училища «ввиду обширности здания». Впрочем, попечитель Московского учебного округа ответил на это ходатайство решительным отказом. При переезде гимназии в новое здание потребовались ремонтные работы на внушительную сумму в 1600 руб.: самая большая классная комната была разделена на две, а также устроена кухня при квартире начальницы. Новое здание было освящено 2 сентября 1886 г., после чего гимназия начала в нем работу. В следующем году был проведен новый масштабный ремонт: во дворе гимназии был устроен каменный погреб, 2,5-метровый забор, деревянная баня и отхожее место для прислуги. Кроме того, были перестелены полы в коридоре и исправлены потолочные балки в актовом зале. Ремонт начался 3 июня 1887 г. и потребовал расхода в 4501,5 руб. Подавляющая часть суммы была пожертвована по подписке членами попечительского совета – М.А. и А.И. Гарелиными, Н.Г. Бурылиным, Ф.Н. Витовым, Я.Н. Фокиным, К.И. Маракушевым и Ф.Н. Зубковым – всего 3650 руб. В следующем году была отремонтирована квартира начальницы и физический кабинет – а деньги на это вновь были получены от попечителей.

Отношение Владимирской контрольной палаты о доставке отчетов по расходу казначейских сумм на гимназию. 1879 г.Доклад И.И. Бордюгова Н.П. Мещерскому о первом месяце работы гимназии. 1878 г.К сентябрю 1893 г. в гимназии обучалось 154 ученицы: в приготовительном классе – 31 чел., в 1-м – 31 чел., во 2-м – 23 чел., в 3-м – 16 чел., в 4-м – 18 чел., в 5-м – 13 чел., в 6-м – 12 чел., в 7-м – 7 чел. и в 8-м – 3 чел. Бюджет гимназии составлял 12800,5 руб., подавляющая его часть (80%) – уходила на содержание персонала гимназии. При этом плата за обучение обеспечивала лишь 43% гимназического бюджета (5490 руб.). При этом материальная база гимназии основательно улучшилась (во многом засчет сумм Министерства просвещения, которые использовались только на приобретение учебных пособий – за каждую книгу руководству гимназии приходилось отчитываться перед государством). При гимназии имелась фундаментальная библиотека (496 названий, 915 тт.) и ученическая (581 название, 987 тт.). В физическом кабинете имелось 240 приборов, в естественноисторическом – 133 предмета, и 131 единица других учебных пособий (моделей, атласов и глобусов). Но если за первое десятилетие после открытия полного комплекта классов в гимназии число учащихся практически не возрастало, то на рубеже XIX-XX вв., в связи с резким ростом численности населения города, в Иваново-Вознесенске начался настоящий «гимназический бум». К сентябрю 1895 г. в гимназии обучалось уже 206 чел. Всего в гимназию пытались поступить 46 чел, из них 23 девочки были приняты в приготовительный класс, 7 – в 1-й, 6 – во 2-й и 2 – в 4-й. В течение учебного года из них выбыло 20 девочек (за отъездом родителей в другие города и «по домашним обстоятельствам»). На второй год по неуспеваемости и желанию родителей было оставлено 25 чел. В 1896 г. бюджет гимназии составлял 13933,58 руб. Плата за обучение впервые перевалила за половину бюджета – она составляла 53%. В 1898 г. в городской гимназии обучалось уже 286 учениц – то есть за пять лет число учащихся гимназии выросло на 84%.

Смета на пристройку к зданию гимназии. 1897 г.В связи с этим еще 12 ноября 1896 г. Попечительским советом было принято решение о строительстве двухэтажной каменной «прикладки» к зданию гимназии, а также перестройки гимназической бани. Как мы помним, когда она вселялась в бывший дом реального училища, шли споры о том, чтобы часть нового помещения передать для женского училища, теперь же весь дом оказался «несоответствующим числу учащихся». В смету Иваново-Вознесенской городской управы на следующий год было внесено 10000 руб. на пристройку к гимназии (согласно смете, ее стоимость составляла 14122,35 руб.). Оставшиеся деньги были выделены на заседании Думы 3 апреля 1897 г. вследствие убеждения «что проектированной по плану пристройкой удовлетворяется в достаточной степени потребность в расширении помещения гимназии». Впрочем, сметных денег на пристройку, естественно, не хватило – по донесению председателя попечительского Совета А.М. Гандурина от 1 марта 1900 г., всего за три года на пристройку было израсходовано 15904,34 руб.

Дело городской управы о постройке нового здания для гимназии. 1900-1905 гг.Отношение попечительства в городскую Думу о постройке временного помещения для гимназии. 1901 г.Отношение попечительства гимназии в городскую Думу о постройке нового здания. 1900 г.А уже на заседании попечительского Совета 15 марта 1900 г. при обсуждении мер «к устранению многочисленных неудобств и недостатков в здании гимназии» было принято решение о строительстве для нее нового помещения. Главными из неудобств были теснота помещений и недостаток воздуха и света (особенно в нижнем этаже). В гимназии отсутствовал рекреационный зал, рукодельный класс, врачебная комната, раздевалка была тесна и неудобна. Главной причиной проявления подобных недостатков был наплыв в гимназию новых учениц – в некоторых классах их число достигало 54 чел. Помещения для занятий параллельных классов в бывшем здании реального училища полностью отсутствовали. В связи с этим совет просил Думу озаботиться строительством для гимназии нового помещения – «которое не стесняло бы дальнейшего роста и развития гимназии, что бы было крайне желательно в целях женского просвещения в нашем городе и здоровья наших подрастающих поколений». Доклад этот был прочитан на заседании Думы 8 июня 1900 г. и немедленно была сформирована особая комиссия для обсуждения этого вопроса. Вошли в нее члены попечительского Совета А.М. Гандурин, А.И. Гарелин, Н.Г. Бурылин и М.Н. Гарелин, а также гласные Думы – В.В. Попов, Н.М. Вепрев и К.И. Дементьев. Ко 2 марта 1901 г. Комиссия выработала примерный бюджет строительства нового здания. Самый крупный взнос – 60 тыс. руб. – планировалось получить от Иваново-Вознесенского комитета торговли и мануфактур за приобретение старого здания гимназии (Комитет предполагал разместить в нем торговую и рисовальную школу). Еще 45 тыс. руб. требовалось от городских властей («хотя в три года»), а оставшиеся 40 тыс. руб. предполагалось собрать по добровольной подписке. Но темпы роста желающих обучаться в гимназии далеко обгоняли неповоротливую административную машину: уже 15 марта 1901 г. попечительный Совет был вынужден принять решение о возведении рядом со зданием гимназии временного деревянного помещения для трех классов. Это было вызвано необходимостью в открытии трех параллельных классов, озвученной в заявлении директора реального училища И.М. Сыромятникова – первый из них был открыт уже в августе 1900 г., а в августе 1901 г. открывали два других. На эту постройку городской Думой было отпущено 4500 руб., остальные деньги (а смета составляла 11043,71 руб.) предполагалось восполнить из «свободных сумм» попечительства.

Журнал комиссии по постройке здания гимназии. 1903 г.Подписной лист на сбор средств для устройства нового здания гимназии. 1903 г.Смета П.Г. Бегена на постройку гимназии. 1902 г.Наконец, 12 апреля 1902 г. Дума приняла решение выделить для здания новой гимназии земельный участок, приобретенный городом у наследников А.А. Напалкова, отпустив на строительство здания по 20 тыс. руб. в год в течение шести лет. При этом Комитету торговли и мануфактур в продаже старого здания было отказано – его сочли необходимым «для других городских надобностей». В нем предполагалось разместить два городских начальных училища, к этому времени расположенные в частных домах. Постройкой нового здания заведовала комиссия, избранная Думой 7 июня 1901 г. Разработка проекта была поручена архитекторам С.В. Напалкову, П.Г. Бегену и Ф.О. Шехтелю. Гимназия должна была вмещать 550 учениц. По заданию комиссии от 21 декабря 1901 г., в здании планировалось разместить 16 классов, естественноисторический и физический кабинеты, рисовальный и рукодельный классы, врачебную комнату, канцелярию, комнаты для Совета и для приема родителей, библиотеку, две учительские (для мужчин и женщин), раздевалку, помещение для швейцара и две комнаты для горничных, рекреационный (актовый) зал на 400 кв. аршин (202 кв. м), по две умывальных (уборных) на каждом этаже, помещение для истопников в подвальном этаже, три запасные комнаты и квартиру начальницы. Проект был предложен пяти архитекторам с оплатой по конкурсу: победителю – 1000 руб., за второе место – 500 руб., за третье – 300 руб., за остальные – по 100 руб. Впрочем, в итоге в конкурсе приняли участие лишь три архитектора. По проекту П.Г. Бегена, представленному 30 апреля 1902 г., строительная смета составляла 165,5 тыс. руб., по проекту Л.Н. Кекушева – 181,2 тыс. руб., по проекту С.В. Напалкова – 180,1 тыс. руб. На заседании 23 января 1903 г. комиссия признала лучшим последний проект. Второе место занял проект П.Г. Бегена, а третье – Л.Н. Кекушева. К марту 1903 г. подписка на устройство гимназии достигла суммы в 39200 руб., после чего подписной лист был направлен городскому голове П.Н. Дербеневу. Наиболее внушительные суммы внесли Александр Иванович и его жена Мария Александровна Гарелины – всего 8000 руб. По 5000 руб. внесли Н.Г. Бурылин и М.Н. Гарелин.

Заявление фирмы Братья Млынарские о намерении принять подряд на строительство здания. 1903 г.План участка, отведенного под строительство женской гимназии. 1901 г.С апреля 1903 г. начался подбор подрядчиков. Попечитель Московского учебного округа с некоторыми исправлениями утвердил напалковский проект постройки 20 мая 1903 г. Подрядчики Ф.Е. Глебов и Д.Н. Зазнобин предложили принять на себя строительство всего здания за 170 тыс. руб., торговая контора «Братья Млынарские» – за 169,3 тыс. руб. Торги проводились 3 июня 1903 г. В результате подряд был доверен фирме М.К. и Л.К. Млынарских – они согласились сократить смету до 165 тыс. руб. Договор с Л.К. Млынарским был заключен 29 июля 1903 г. иваново-вознесенским нотариусом И.К. Невским. Торжественная закладка здания состоялась 14 августа 1903 г., после чего закипели строительные работы. За их ходом наблюдал сам С.В. Напалков, а также специальная строительная комиссия. Наконец, 16 октября 1905 г. председатель попечительского Совета А.М. Гандурин доложил, что строительство фактически закончено и все замеченные комиссией «недоделки» исправлены. Оставалось лишь устроить противопожарные лестницы, остругать сосновые паркетные полы, а также установить батареи в четырех классах. Впрочем, и это помещение (ныне – ул. Степанова, 9) вскоре стало недостаточным. Уже 27 октября 1905 г. Ганурин докладывал в городскую Думу, что в первый класс гимназии была принята 141 ученица, что превышало его комплект на 32 чел. Для них пришлось открыть третье параллельное отделение. Педагогический совет не имел возможности отказать «сверхкомплектным» ученицам, поскольку все они (за исключением четверых) принадлежали к семьям местных жителей. Поскольку помещение гимназии было рассчитано лишь на две полные параллели, открытие еще третьей представлялось невозможным. Поэтому он предлагал открыть вторую женскую гимназию «хотя бы в четырехклассном составе». Всего к концу учебного года в 1906 г. в гимназии обучалась 591 девочка: 44 – в приготовительном классе, 114 – в 1-м кл., 85 – во 2-м кл., 84 – в 3-м кл., 66 – в 4 кл., 59 – в 5-м кл., 65 – в 6-м кл., 44 – в 7-м кл. и 30 – в 8 кл. Таким образом, наличный лимит учащихся, на которых рассчитывалось новое здание гимназии, был уже превышен.

Явочный лист на собрание членов комиссии по постройке здания гимназии. 1903 г.Дума на заседании 12 января 1906 г. озаботилась этим вопросом – поскольку сведения о необходимых для открытия новой гимназии суммах в заявлении попечительского Совета отсутствовали, было решено для выяснения их образовать особую комиссию. Ее председателем стал городской голова Н.Г. Беген. Кроме него, в комиссию вошли двое гласных – П.Н. Дербенев и П.А. Алявдин. Через три месяца, 9 апреля 1906 г. власти города получили заявление домашней наставницы М.И. Крамаревской о намерении открыть частную женскую прогимназию «по программам и планам Министерства народного просвещения». Она просила Бегена «ходатайствовать перед городским управлением о предоставлении ей для этой цели квартиры с отоплением и освещением» в бывшем здании женской гимназии. Но по внимательном обсуждении вопроса, Дума от предложения Крамаревской все же отказалась. Комиссия отмечала, что «переполнение женской гимназии происходит от наплыва иногородних учащихся»: всего таковых из 621 ученицы насчитывалось 168. Поэтому необходимо «предоставление местным жителям преимущества перед иногородними», которые должны рассчитывать при поступлении лишь на «остающиеся свободными вакансии». Открытие же дополнительной прогимназии необходимо должно было вызвать расширение самой гимназии. Вследствие этого попечительский Совет решил принять меры к ограждению Иваново-Вознесенской гимназии от иногородних учеников, тогда как вопрос об открытии прогимназии было решено «оставить открытым до более благоприятного времени». Крамаревской же в выделении части помещения старой женской гимназии было отказано «ввиду недостатка у города помещения для городских школ и других надобностей». У части гласных подобное решение вызвало возражения – они настаивали на том, что конкуренция между государственными и частными гимназиями «в большинстве случаев ведет к наилучшей постановке дела как в тех, так и в других», но большинство думцев все же поддержали решение комиссии. Впрочем, это не помешало открытию в Иваново-Вознесенске частных женских учебных заведений: гимназия М.И. Крамаревской открылась в том же году в доме Л.А. Остроумова на Ямах (ныне – ул. Калинина, 1/16), а в 1912 г. была открыта частная гимназия П.А. Диомидовской.

Счет фирмы Млынарских на добавочные работы по строительству здания гимназии. 1905 г.Итак, развитие женского гимназического образования в Иваново-Вознесенске во многом зависело от роста городского населения в целом и развития в нарождавшемся промышленном мегаполисе культурно-образовательной среды – в частности. Если в первые пореформенные годы городская общественность сделала выбор в пользу массового бесплатного начального образования, то с увеличением числа лиц «интеллигентного сословия» ивановцам пришлось срочно решать вопрос о создании «привилегированного» учебного заведения. Иваново-Вознесенская женская гимназия стала третьим подобным учебным заведением во Владимирской губернии (до нее открылись гимназии только в губернской столице и в Шуе). И если в 1893 г. Шуйская женская гимназия даже несколько превосходила Иваново-Вознесенскую по числу учащихся (всего в этих двух учебных заведениях обучались 344 девочки), то резкий рост городского населения в Иваново-Вознесенске на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ вв. в корне изменил ситуацию. В 1905 г. в городах губернии имелось 5 женских гимназий, а обучалось в них 2189 чел. И не менее четверти всех гимназисток губернии давала именно Иваново-Вознесенская женская гимназия.

Егор Бутрин, к.и.н., главный археограф ГАИО