Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное
учреждение Ивановской областиГосударственный архив
Ивановской области
Версия для слабовидящих
КаталогВсе новости и публикации

Поминальный синодик Суздальского собора

Как отмечает Л.Б. Сукина, в древней Византии Синодиками именовали патриаршие послания по случаю занятия кафедры. В России же «синодиками» называются три разных памятника письменности: вселенский Синодик константинопольского патриарха Мефодия, читавшийся в первое воскресенье Великого поста; помянник для записи имен в целях церковного поминания; и литературный сборник из назидательных статей о пользе поминовений и о загробной жизни праведников и грешников. Эти памятники появились в разное время – наиболее ранним является помянник, позднее возникла русская редакция вселенского Синодика (рубеж XIV-XV вв.) и наконец – литературный сборник (конец XV в.). Синодик был основным источником знаний о нормах благочестивого поведения для массы верующих в XV-XVII вв. Таким образом, поминальные синодики относились к древнейшим русским памятникам книжности, а бытование свое прекратили уже в советское время – в первые десятилетия XX в.

Монастыри в средневековой Руси служили главными центрами коммеморации (сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого). При этом поминовение в монастырях обычно сопровождались щедрыми вкладами «на помин души». В 75-й главе Стоглава (сборник решений Стоглавого собора февраля 1551 г.) синодик утверждался в качестве обязательного элемента монастырской коммеморации. Монахи обязывались выявить имена всех своих жертвователей (в том числе умерших), записать и в синодики и «поминать по церковному чину и по божественному уставу доколе монастырь стоит». В некоторых синодиках в связи с этим появляются приписки с указанием времени и размера вклада. С этого времени в поминальную часть синодиков включается вслед за поминанием церковных иерархов (вселенских патриархов и русских митрополитов) также поминание великих князей московских (исследователи связывают это с идеологическим оформлением порядка престолонаследия). Данным событиям предшествовало составление «Государева родословца» (1555 г.) – родословной книги русских княжеских и боярских родов. Эта функция сохранилась в поминальных синодиках и после Смуты, при смене династии в 1613 г. Во второй половине XVII в. происходит расцвет литературного Синодика – он приобретает законченную форму средневековой энциклопедии – «круга знания». Во многих синодиках этого времени предисловие уже превалирует над помянником (а в некоторых последний и вовсе отсутствует).

В эпоху русского средневековья любой крупный монастырь обязательно имел синодик-помянник. В нем содержались имена высших православных духовных властей, русских государей, их жен и детей, епархиальных иерархов («владык»), создателей и настоятелей монастыря, а также многочисленные родовые помянники светских и духовных лиц, делавших денежные и материальное пожертвования в монашескую обитель с целью спасения души. Они употреблялись для заздравного и заупокойного упоминания благочестивых христиан во время литургических и литийных служб, а также в определенные дни седмичного и годового церковного круга. Исследователи выделяют два основных вида синодика: собственно синодик и «повседневное поминание». Первый вычитывался постепенно параллельно церковным службам особым лицом, тогда как второе читалось непосредственно во время церковной службы одним из ее участников. Во второй половине XVI-XVII вв. повседневное поминание постепенно превращается в «литейные списки» (читавшиеся только на литии). Другой вид синодика, также происходивший из «повседневного поминания», и читавшийся на литургии в алтаре, называется «алтарным». Собственно же синодик (с полным перечнем монастырских жертвователей) получает другое наименование – «подстенный».

Представляемый здесь синодик суздальского Богородицерождественского собора (главного храма Суздаля, построенного еще в начале XII в.) является именно «повседневным» алтарным синодиком. Он сохранился не в полном составе. Памятник начинается фразой: «После статьи Феофана преподобнейшего игумена Великого села говорить» (имеется в виду Феофан Исповедник). Ниже перечисляются имена митрополитов Московских, Киевских и всея Руси (причем имена Илариона и Ефрема вписаны между строк). Далее идут суздальские иерархи (вплоть до Стефана, смещенного с кафедры в июле 1679 г.). Следом упоминаются двое главных суздальских святых – преподобный Евфимий (основатель Спасо-Евфимьева монастыря) и преподобная Ефросинья (дочь князя Михаила Всеволодовича Черниговского). После них вечная память читалась другим «региональным» святым – от Антония и Феодосия Печерских до Пафнутия Боровского. Ниже идут церковные иерархи – сначала московские патриархи (вплоть до Иоакима, умершего в марте 1690 г.). Затем – новгородские, казанские, астраханские, ростовские, крутицкие, владимирские, вологодские, рязанские, тверские, смоленские, коломенские, сибирские, псковские, нижегородские, пермские. Затем следовало воспроизводить текст «по печатной книге», после чего вечная память читалась уже «благочестивым и христолюбивым государем царем и великим князем Московским и всея Русии». Начинался этот перечень с Ивана Васильевича (Грозного), а оканчивался именем «благочестивейшего царя и великого князя Иоанна Алексеевича». Как известно, царем Иван V вместе с братом Петром – будущим императором – был провозглашен в июне 1682 г. Далее между строк вписаны поминания «императору нашему Петру Великому», «самодержавнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне» и внуку Петра Великого Петру II (последний скончался в январе 1730 г.). После государей вечного поминания удостаивались «царицы и великие княгини московские» – от жены Ивана Грозного Анастасии Романовны до матери Петра I Натальи Кирилловны (Нарышкиной). Последней в этот перечень была вписана «старица Марфа Иоанновна» – супруга Федора Никитича Романова (патриарха Филарета) и мать первого царя из новой династии, Ксения Ивановна Шестова. Далее перечислялись царевичи – вплоть до сына Петра I Александра Петровича, скончавшегося в мае 1692 г. Затем – «благородные царевны и великие княжны» (последняя – дочь Ивана V Феодосия, умершая в мае 1691 г.). Далее «вечная память» читалась «благоверным и великим княгиням». Первой из них была поименована «богомудрая Ольга, баба великого князя Владимира». Далее поминалась первая жена Ивана Даниловича Калиты Елена и жена Юрия Дмитриевича Звенигородского Анастасия. «И всем великим княгиням вечная память» – завершался этот раздел синодика. После этого составитель переходил к суздальским князьям, начиная их поминание с легендарного «благоверного князя Василия Андреевича», отца Александра и Константина Суздальских. А завершается этот перечень еще одним легендарным князем – Миной Ивановичем, о котором известно только из жития Евфросиньи Суздальской, якобы – родоначальника знаменитой династии московских тысяцких Вельяминовых.

На этом список государей и иерархов завершался и синодик переходил к «местной коммеморации», поминая «избиенных во граде Суждале за православную християнскую веру от безбожного Мамутяка». Здесь имеются в виду воины и мирные жители, погибшие в несчастном сражении, состоявшемся под Суздалем 7 июля 1445 г. между войсками Василия II Темного и казанскими татарами под предводительством царевичей Мамутяка и Якуба. Сам великий князь в ходе этого сражения попал в плен, а после победы татары начисто разграбили город. Среди погибших в этой битве упоминаются князья Борис Васильевич Суздальский, Иван Федорович Прозоровский и Глеб Иванович Муромский. «И протчим князем и всем православным християнам, в Суждале убиенным, вечная память» – подводит итог синодик. Последним значимым событием, упомянутым в нем, оказалось «нахождение богомерзких литовских людей и всего злочестивого их воинства и богоненавистных поганых агарян». Здесь речь идет уже не о суздальских, а об общероссийских событиях. Вечная память провозглашалась «на всяком месте избиенным от них православным християном и згоревшим и в водах утопшим и в плен ведомых и тамо нужною смертию всячески умершим».

Как уже говорилось, синодик суздальского Рождественского собора был «обиходным» помянником – в него впитывались новые имена государей и иерархов, а после каждого блока записей на полях вносилась помета о «гласе», которым надлежало поминать усопших («большой» или «средний»). Например, суздальских архиереев и святых надлежало поминать «большим» гласом, а других «региональных» святых – средним. Патриархи поминались также большим гласом, а местные архиереи – средним. Дату составления источника можно установить достаточно точно. В основной текст синодика оказался внесен Иван V, скончавшийся в феврале 1696 г., а вот патриарх Адриан, умерший в октябре 1700 г. вписан уже на полях. Таким образом, алтарный синодик Богородицерождественского собора был составлен в последние годы XVII в.

В Государственный архив Ивановской области он попал в составе коллекции шуйского агиографа Николая Михайловича Миловского (1861-1927). Родился Николай Михайлович в Шуе, в 1887 г. успешно окончил Московскую духовную академию, а с 1892 г. стал настоятелем Воскресенского храма на Остоженке. Некоторое время он занимался шуйским церковным краеведением, но впоследствии переключился на столичные сюжеты. Во время службы инспектором в отделении Московской духовной академии (1888-1892 гг.) Миловский в 1891 г. посетил Суздаль. Эта поездка была предпринята с целью сбора шуйских «агиографических материалов» (преимущественно касающихся Шуйско-Смоленской чудотворной иконы Богоматери). Тогда ему и удалось приобрести остатки архива местного Рождественского собора, сохранив их от будущих бурных событий начала XX в. Архив Рождественского собора, находившийся не в самом лучшем состоянии и охранявшийся не особенно рьяно, начиная со второй четверти XIX в. осваивался достаточно активно. Эстафету у Археографической экспедиции в 1851 г. принял гр. А.С. Уваров, а у последнего – владимирские краеведы Я.Е. Протопопов и К.Н. Тихонравов. Причем исследователи не только публиковали документы соборного архива, но и изымали некоторые из них в собственные коллекции. «Последней ласточкой» в их числе и оказался Н.М. Миловский, посетивший соборный архив уже на исходе XIX в. Затем документы Миловского по поручению Шуйского общества краеведения осенью 1927 г. у его наследников приобрел известный краевед Н.А. Звездин (1886-1966). Именно Николай Александрович составил и первую опись собрания Н.М. Миловского, в котором отложились остатки архива Суздальского собора. Одним из самых интересных документов этого собрания и является представляемый Синодик.

ГАИО. Ф.302. Оп.1. Д.20. Л.1-8об.

Егор Бутрин, гл. археограф, к.и.н.