О нас пишут

Календарь памятных дат

Голосование

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Главная Из фондов архива Святитель Василий Кинешемский пытался спасти сокровища церкви от большевиков
Святитель Василий Кинешемский пытался спасти сокровища церкви от большевиков
18.01.2016 15:47

140 лет назад 19 (7) января 1876 г. в Кинешме родился Святитель Василий Кинешемский (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский), епископ, викарий Костромской епархии, проповедник, новомученик (1876 - 1945). В Государственном архиве Ивановской области хранится несколько документов, связанных с его жизнью. На нашем сайте размещены статьи «Автографы святителя Василия Кинешемского», «Первый ученик». Сегодня мы предлагаем вниманию посетителей сайта ещё одну статью о Василии Кинешемском.

 Святитель Василий Кинешемский пытался спасти сокровища церкви от большевиков

Недавно выявлены документы, связанные с событиями 90-летней давности в Кинешме, в которых епископ Василий (В.С.Преображенский) принимал самое активное участие. Документы раскрывают новые факты биографии Василия Кинешемского, показывают, какой это был умный и истинно верующий человек.

Осенью 1921 - весной 1922 г. огромную территорию нашей страны, в основном, нижнее и среднее Поволжье, охватил голод. Кинешемцы вместе со всей страной помогали жителям пострадавших от засухи районов. Только за 1 полугодие 1922 года в Кинешемском уезде было собрано 2,2 тыс.пудов ржаной муки, 2,8 тыс.пудов картофеля и много других продуктов питания. Проводился сбор денежных пожертвований, распространялись лотерейные билеты, организовывались благотворительные концерты, вся выручка от которых шла в пользу голодающих. В 1921 г. в уезде было размещено 900 беженцев, в мае 1922 г. принято 475 детей.

Несмотря на повсеместный сбор средств и активную помощь зарубежных стран, советская власть решила прибегнуть ещё к одной мере - под лозунгом помощи голодающим провести изъятие церковного имущества. В соответствии с Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. по всей стране начинается эта кампания. В Иваново-Вознесенской губернии параллельно с губернской комиссией помощи голодающим создаются губернская комиссия по изъятию церковных ценностей и подкомиссии в уездах. Весть о готовящейся конфискации церковного имущества быстро распространяется, зреет недовольство верующих. В Шуе всё закончилось трагически – народными волнениями, гибелью людей, а затем расстрелом священников. Кинешемские власти также констатируют у населения «открытую вражду к изъятию ценностей», отмечают, что «среди населения уезда наблюдаются разнородного характера слухи по поводу изданного февральского декрета… и что якобы церковные ценности поступят в пользу коммунистов и евреев, и что вообще они не пойдут по назначению…».

Кинешемские власти напуганы. 22 марта состоялось совместное заседание членов кинешемской комиссии по изъятию церковных ценностей с представителями уездных исполкома, комитета РКП(б), членов чрезвычайной революционной пятерки и ГПУ. Было принято решение: «А) К изъятию ценностей приступить в г.Кинешме с 27 марта. Б) Предложить духовенству г.Кинешмы выступить с разъяснением декрета об изъятии церковных ценностей … В) Назначить агентов из коммунистов (осведомителей) в церкви… Г)…к 27 марта подготовить воинские части гарнизона, а также милиции в полную боевую готовность…».

Власти волновались зря, применение военной силы в Кинешме не потребовалось. Изъятие церковных ценностей прошло достаточно мирно во многом благодаря умной политике В.С.Преображенского.

К 1922 году Вениамин Преображенский уже принял постриг с именем Василий и был рукоположен в епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Служил он в той же Вознесенской церкви, где его крестили в 1876 году, где 40 лет настоятелем был отец и 32 года – дед.

Опись имущества Вознесенской церкви.

Вознесенская церковь одна из самых красивых и древних кинешемских храмов. Хранящаяся в архиве опись её имущества составлена на 6,5 страницах и дает представление о великолепии и красоте внутреннего убранства как летнего Вознесенского, так и зимнего Златоустовского храмов, в которых иконостас, царские врата, ризы на иконах практически все «серебряные – вызолоченные». Богаты и красивы были священные сосуды, евангелии, ковчеги, кадила и другие обрядовые предметы.

По этой описи имущество церкви было проверено членами комиссии по изъятию ценностей. Можно представить, как горько было епископу Василию присутствовать на этой ревизии, на процедуре изъятия имущества, которое пестовали его предки, видеть, как чужие руки дотрагиваются до священных предметов, снимают ризы, «раздевают» прекрасные иконы, которым он молился с детства. Допустить разорения любимого храма он не мог.

Протокол заседания церковной общины с автографом Василия Кинешемского.

Ещё до начала изъятия, 26 марта 1922 года было проведено собрание верующих Вознесенской общины. Под сохранившимся протоколом подлинная подпись - «Председатель собрания Епископ Василий». Стиль и формулировки принятого на собрании постановления юридически грамотные, четкие, Автограф Василия Кинешемского. без сомнения составленные самим епископом:

«Вознесенская община верующих, обсудив декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, отобрание которых не нарушает интересов культа, и призыв Св.Патриарха Тихона и архиепископа Костромского Серафима об отдаче излишних вещей на нужды голодающих постановила:

1….Община заявляет, что она считает не прикосновенным и не подлежащим изъятию все напрестольные вещи: Кресты, Евангелия, Дарохранительницы, и особенно Евхаристические сосуды, а также ризы на местных и храмовых иконах.

2. Ходатайствовать о замене изъятых вещей соответствующим эквивалентом золота и серебра в предметах не Священных, на пожертвование которых община единодушно выражает свое согласие.

3.В случае неудовлетворения этого ходатайства просить советскую власть поставить Общину в известность о том, куда и кому именно проданы будут изъятые вещи, чтобы выкупить их обратно».

Под протоколом ниже автографа епископа Василия подписи 133 прихожан.

Изъятие имущества проводили в два этапа. Первоначально были намечены к изъятию несколько риз, сосудов, ковшик и др. серебряные предметы, весом 12 кг, которые были тут же полностью, в соответствии с решением общего собрания прихожан, заменены золотыми монетами и золотыми личными вещами верующих. Казалось, изъятие состоялось. Однако, члены губернской комиссии пришли к другому выводу: описи изъятого имущества «…составлены на смех, напечатаны не понятно и не разборчиво, сам черт не поймет…. А посему губкомиссия не соглашается и признала работу подкомиссии слабой…и предписывает в самое непродолжительное время проверить все храмы и представить точный отчет».

Протокол изъятия ценностей.

29 марта члены комиссии в присутствии В.С.Преображенского составили протокол № 2 об изъятии церковного имущества. По новой описи к изъятию в Вознесенском храме подлежало 24 кг серебра.

И опять прихожане стали спасать церковные ценности. Они приносили в храм свои драгоценности, серебряную посуду, всё, что могло стать предметом обмена. И уже 4 апреля подкомиссия согласилась заменить изъятые ценности. Среди вещей, сданных прихожанами на замену церковных предметов, золотые и серебряные браслеты, кольца, серьги, ложки, портсигары, запонки, медальоны, наперсток, часы, цепочки, солонки, сахарницы, молочники, монеты, а также 2 Георгиевских креста. 6 медалей и даже 1 медаль за успехи в науке.

Самого епископа Василия тоже коснулась компания изъятия ценностей. В одном из списков изъятого имущества после перечисления сельских храмов вдруг читаем: «от Епископа Василия изъято серебро». А далее в деле подшита расписка, из которой становится ясно, что конфисковали серебряные крест и панагию – носимую на груди небольшую икону с изображением Богоматери. Эти священные серебряные реликвии, весом 410 г, с камнями были получены им из ризницы Костромского Ипатьевского монастыря и являлись знаком архиерейского достоинства. Как видно из документа, и эти ценности в дальнейшем было полностью заменены золотом.

Сам факт замены церковного серебра на другие ценности очень показателен и говорит об авторитете епископа Василия, о силе его проповедей, об умении убеждать. Не случайно именно в Вознесенской церкви, единственной из 13 кинешемских городских и 17 сельских храмов, заменено было всё церковное имущество, намеченное властями к изъятию.

К сожалению, ценности, сбереженные святителем и его прихожанами, недолго оставались в храме. Вскоре церковь была закрыта, и с 1930 по 2010 гг. в ней располагался краеведческий музей…

Наталья Муравьева,
зам. директора облгосархива

Статья опубликована в «Ивановской газете» № 96 от 29 мая 2012 г.

 

Из фондов архива

К 95-летию организации Прокуратуры Ивановской области

1 сентября Ивановская областная прокуратура отмечает своё 95-летие. В целом история прокуратуры ведёт отсчет с петровских времён, но самостоятельная Иваново-Вознесенской губерния образовалась только в 1918 г., к тому времени органы прокуратуры были упразднены Декретом Совнаркома от 24 ноября 1917 г. И лишь в 1922 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, началось создание органов прокуратуры на местах.

 

 

 

 

 

Архивы Ивановской области

Кто сейчас на сайте?

Сейчас 91 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 4106283

Сообщения об опечатках

Уважаемые посетители сайта!
Если Вы заметили ошибку или опечатку на нашем сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com