О нас пишут

Календарь памятных дат

Голосование

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Главная Из фондов архива К 145-летию со дня рождения В.Ф.Введенского
К 145-летию со дня рождения В.Ф.Введенского
05.07.2014 00:00

5 июля исполнилось 145 лет со дня рождения священномученика Владимира Лежневского (Владимира Федоровича Введенского). В 2012-2013 гг. в ГАИО проводилось выявление документов о  нем. На проходящей сейчас в архиве выставке «Автографы с архивной полки» экспонируются и автографы В.Ф.Введенского.  Публикуем в сокращении выступление зам.директора архива Н.А.Муравьевой на XII Международной научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (февраль 2013).

  

К  РОДОСЛОВНОЙ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА ВВЕДЕНСКОГО

(по документам ГАИО)

 

Один из наших славных земляков - священномученик Владимир Фёдорович Введенский или, как написано на его иконе – Владимир Лежневский. Его мощи с июня 2012 г. покоятся в  Ивановском Свято-Введенском монастыре.

В Житиях новомучеников и исповедников Российских ХХ века о В.Ф.Введенском говорится немного: родился в 1869 г. в г.Шуе в семье псаломщика, в 1889 г. окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 г. Владимир Фёдорович был рукоположен в священника Рождественской церкви села Лежнево,  в которой и прослужил всю жизнь. В годы советской власти отец Владимир подвергался преследованиям, был арестован, осужден и скончался на Соловках в 1931 г. Причислен к лику святых новомучеников Российских в августе 2000 г.

Новые сведения и уточнения к уже известным данным  найдены в Государственном архиве Ивановской области.

Самая ценная находка - запись о рождении будущего новомученика. Родился он не в Шуе, как считалось, а в с. Кохме Шуйского уезда Владимирской губернии 23 июня (5 июля) 1869 г. Родители новорожденного - «села Кохмы Христорождественской церкви пономарь Федор Петров Введенский  и законная его жена Марья Федорова, оба исповедания православного». Обряд крещения был совершён 25 июня (7 июля). В метрической книге приведены также сведения о восприемниках (крёстных) мальчика. Это «отец пономаря Введенского заштатный причетник Петр Андреев Введенский и дочь его Александра Петрова».  Благодаря этой записи было установлено, что не только отец, но и дед Владимира Фёдоровича был церковнослужителем.

И хотя родился Владимир в Кохме, его семья имела непосредственное отношение к городу Шуе. В фонде Спасской церкви города Шуи Владимирской губернии сохранился рапорт в Шуйское духовное правление о священно- и церковнослужителях за 1836 г., в нем читаем: «…поступил дьячок Петр Андреев, 30 [лет]…женат. У него дети: Феодор, 6 [лет], обучается чтению, Михаил – 2 [года]». В клировых ведомостях Спасской церкви тоже имеются сведения о Петре Андреевиче, но более позднего времени. Вот запись 1850 г.: «Дьячок Петр Андреев, дьяческий  сын; обучался в Суздальском духовном училище  до 3 класса; 1822 года августа 2 дня определен в дьячка Юрьевской округи в с.Авдотьино, …, 1836 года августа 12 дня переведен в город Шую к Спасской церкви, на настоящее место… Жена его  Пелагея Константинова». В клировой ведомости за 1851 год впервые появляется фамилия Введенский. Запись за 1860 г. позволяет узнать о младших детях: «Михаил, по окончании курса в Московской духовной академии определен в сем году учителем  Владимирского духовного училища, 25[лет]; Александра, обучена читать и писать, 19[лет]; Алексей, обучается в среднем отделении Владимирской духовной семинарии, 18[лет]…». Петр Андреевич служил в Спасской церкви до 1867 г., после чего уволен «за штат».

Известна дальнейшая судьба сыновей Петра Андреевича, родных дядей будущего священномученика.  Введенский Михаил Петрович (1834–1900) инспектор и учитель Суздальского духовного училища,  смотритель Владимирского духовного училища, протоиерей, Алексей Петрович (1842–1893) - священник Ильинской церкви с.Студенцы Шуйского уезда и других церквей Владимирской епархии. Достойное место в церковной иерархии заняли и их сыновья, двоюродные братья В.Ф.Введенского: Николай Алексеевич (1868–позд.1918) священник Николаевской церкви с.Мельничное и Алексей Михайлович (1863-1914) – преподаватель Владимирского духовного училища.

Что касается Фёдора Введенского, отца будущего новомученика, то он в 1840 г. уехал учиться, но, как следует из рапорта в духовное правление, в 1845 г. «…Феодор – 15 лет, исключен из Шуйского духовного уездного училища…». В 1849 г. записан в метрической книге, как послушник Флорищевой пустыни. Но Фёдору Андреевичу не   суждено было стать монахом, он женился, стал отцом, служил в храме пономарём, затем причетником, псаломщиком. В церковно-приходской летописи Христорождественской церкви с. Кохмы за 1869 г. имеется такая запись: «Пономарь Федор Введенский служит при Христорождественском храме с 11 июня 1855 г.», а в 1905 г. такая: «Псаломщик Феодор Введенский, послуживший церкви Божией пятьдесят лет и Высочайше пожалованный золотою медалью на Аннинской ленте для ношения на шее, по прошению  уволен за штат». Скончался Фёдор Петрович 20 декабря 1911 г. в возрасте 82 лет «от старости». Перед смертью исповедался и причастился, был с почетом похоронен на церковном кладбище, погребение  совершил «весь притч Христорождественской церкви села Кохмы».

Фёдор Петрович был женат трижды. Первая жена - Мария Михайловна родила ему семерых детей, вторая – Матрена Дмитриевна – одного, третья – Мария Фёдоровна (мать Владимира Введенского) – девятерых. Младшая дочь родилась, когда ему было 57 лет. Правда, половина ребятишек умерли во младенчестве. Выжившие сыновья стали церковнослужителями: Иван –  учителем Владимирского духовного училища, Андрей – певчим, дочери вышли замуж за церковнослужителей.

Родившийся в такой семье Владимир просто не мог не посвятить свою жизнь служению Церкви.

Детство мальчика прошло в Кохме, сюда он приезжал на время каникул. Из «Владимирских епархиальных ведомостей» узнаём, что в 1878 г. мальчика отдали в приготовительный класс Владимирского духовного училища, закончил училище в  июне 1883 г., успешно держал экзамен  на поступление во Владимирскую духовную семинарию, получил на испытаниях 26 баллов (из 35 возможных). В семинарии Введенский учился 6 лет с 1883 по 1889 гг. Не всё давалось легко, после 2 класса пришлось сдавать переэкзаменовку по латинскому языку. Но к концу учёбы семинарист Введенский достиг прекрасных результатов и был удостоен звания «Студент семинарии» (такое звание присваивалось лучшим). Чем занимался Владимир с августа 1889 г. по январь 1891 г. пока неизвестно, но 6 февраля 1891 г. он был определен на священническое место в село Лежнево, а 10 марта «рукоположен во священника». Отныне жизнь В.Ф.Введенского снова будет связана с Христорождественской церковью, но уже села Лежнево.

До революции Лежнево (тогда Ковровского уезда Владимирской губернии) было крупным промышленным селом, расположенным на пересечении важных торговых путей. В центре села совсем рядом располагались три храма – центральный Христорождественский и приписанные к нему Казанская и Троицко-Знаменская церкви. До 1891 г. в Христорождественской церкви  служил священник Николай Иванович Холуйский.  23 января 1891 г., как зафиксировано в метрической книге, он умер от паралича сердца. На его место и был определен Введенский.  В метрических книгах Христорождественской церкви за 1891-1918 гг. практически на каждой странице под записями о совершении таинств крещений, венчаний и отпеваний прихожан имеются автографы будущего священномученика, а многие записи от начала до конца сделаны им собственноручно.

А между двумя  датами (назначения в Лежнево и рукоположения в священники) произошло важнейшее событие в жизни Владимира, свидетельство о котором сохранилось в документах облгосархива. В метрической книге имеется запись от 20 февраля 1891 г. о венчании. Жених - «студент Владимирской духовной семинарии Владимир Федоров Введенский, православный, первым браком, 22 г.», невеста - «дочь умершего священника села Лежнева Николая Холуйского София Николаева Холуйская, православная, первым браком, 15 ½ [лет]». Одним из поручителей по жениху был его двоюродный брат - «окончивший курс Владимирской семинарии Николай Алексеев Введенский». Невеста - София Николаевна Холуйская – родилась 15 августа 1875 года в с.Хозниково Ковровского уезда, где в Николаевской церкви в то время служил её отец. 

Из метрических книг Христорождественской церкви с.Лежнево за последующие годы мы узнаём, что у Владимира Фёдоровича и Софии Николаевны было не четверо, а семеро детей. В 1894 г. родилась дочь Вера, в 1898 г. – сын Владимир, в 1903 г. – Николай, в 1905 г. – Мария, в 1908 г. – Анна, в 1911   снова Вера (названная в память об умершей старшей дочери), в 1918 – Василий. Восприемниками новорожденных становились ближайшие люди из окружения Введенских: священник села Назарьево И.П.Ландышев, сестра и брат Софии - выпускница епархиального женского училища,  учительница Афанасовской церковно-приходской школы Серафима Холуйская и воспитанник Владимирской духовной семинарии  Агафангел Холуйский. Крёстным отцом сына Николая стал лежневский фабрикант, потомственный почетный гражданин Василий Афанасьевич Кокушкин.

Иногда крёстными становились старшие дети, и записи об этом позволили узнать, что в 1911 году сын Владимир был учеником  2-го класса Владимирского духовного училища. По Владимирским епархиальным ведомостям установлено, что затем он учился в семинарии, в 1916 г.  окончил 4 класс. Другой сын - Николай Введенский в 1918 году окончил 3 класс Владимирского духовного училища.

К сожалению, за период службы В.Ф.Введенского кроме метрических книг других документов Христорождественской церкви с.Лежнево не сохранилось. Но и из них, а особенно из «Владимирских епархиальных ведомостей» можно почерпнуть некоторую информацию о его службе. До конца 1918 года В.Ф.Введенский был простым священником, и только позднее стал протоиереем. Кроме своих непосредственных обязанностей Владимир Введенский был членом Обществ вспоможения нуждающимся ученикам Владимирского и Шуйского духовных училищ, а также общества вспоможения нуждающимся воспитанницам Владимирского епархиального женского училища. Безупречная служба Введенского была по заслугам оценена. За отличие в службе в 1897 г. Архиепископ Владимирский и Суздальский наградил Владимира Введенского набедренником, в 1902 г. - скуфьею. А в 1912 г. Введенский Святейшим Синодом был удостоен награждения за заслуги по духовному ведомству камилавкою.

Имеются отдельные сведения о Введенском и в документах уже советского периода.

В архивном фонде Лежневского волисполкома Тейковского уезда Иваново-Вознесенской губернии  сохранился автограф Владимира Федоровича -  написанное им заявление такого содержания: «В Лежневский волисполком. Заявление. 9 июня текущего года в деревне Реброво имеет быть крестный ход, ответственность и порядок в котором берет на себя протоирей В.Введенский, о чем доводится до сведения волисполкома. 1928 г. 5 июня. В.Введенский».

Одной из первых мер проведения политических репрессий по социальному признаку против так называемых «бывших», в том числе священнослужителей, стало лишение избирательных прав. Лишение избирательных прав означало в то время лишение практически всех гражданских прав. В 20-30 гг. члены семьи Введенских были отнесены к разряду «лишенцев», для семьи настали тяжелые времена. В списке граждан пос.Лежнево, лишенных избирательных прав согласно Постановления Избиркома от 4 февраля 1925 г., видим знакомые имена: Введенский Владимир Федорович – священник, Введенская София Николаевна - жена, Николай Владимирович – сын, Мария Владимировна – дочь. В таком же списке за 1927 г.  значатся имена одних родителей, очевидно, взрослые дети уже живут отдельно. А в списке за  1930 г. - только София Николаевна и дочь Анна. Отца Владимира в списке нет, он к этому времени уже арестован. В этом же списке отмечено, что на иждивении у Софии Николаевны двое несовершеннолетних детей – дочь Вера и сын Василий.

В архиве сохранились дела 1930-1932 гг. о восстановлении в избирательных правах дочерей В.Ф.Введенского Марии и Анны, их письма Председателю ВЦИК СССР М.И.Калинину, в облисполком, и решения об отказе в просьбах.

Как сложилась их судьба позднее - неизвестно. Но пометы послевоенного времени в метрических книгах о выдаче повторных свидетельств о рождении позволяют надеяться, что Владимир и Анна уцелели в сталинской мясорубке.

А вот судьба младшенького - Василия – ужасна. В 1940 г. он был призван на службу, а в августе 1941 года, выполняя задание, тяжело ранен, остаток жизни провел в доме инвалидов.

Христорождественская церковь села Лежнево (в советское время её стали называть Рождественской), в которой Владимир Фёдорович Введенский прослужил почти 40 лет была закрыта Постановлением ВЦИК в 1931 году.

Таким образом, проведенное исследование выявило автографы священномученика, позволило установить, что Владимир Фёдорович Введенский родился в селе Кохма Шуйского уезда, происходил по отцовской линии из известного рода церковнослужителей, его отец Фёдор Петрович  прослужил 50 лет в причте Христорождественской церкви Кохмы, дед Пётр Андреевич был церковнослужителем в течение 44 лет, в том числе 30 лет в Спасской церкви г. Шуи, прадед – Андрей, также был церковнослужителем, очевидно в Суздальском уезде. В собственной семье Владимира Фёдоровича было семеро детей, из которых шестеро были живы в советское время. К сожалению, пока ничего неизвестно о матери Владимира Федоровича – Марии Фёдоровне, её семье. Записи о венчании родителей в метрической книге по Кохме не имеется, значит, венчание произошло по месту жительства невесты. Когда будет найдена эта запись, можно будет узнать и о предках священномученика по женской линии.  Поиски этих сведений впереди.

 

Н. А. Муравьева

зам. директора ГАИО

 

Полностью опубликовано: Государство, общество, церковь в истории России XX века. Материалы XII Международной научной конференции. Часть 1.-Иваново, 2013.

 

Послесловие: на статьи архива о В.Ф.Введенском в СМИ откликнулись его потомки. См. об этом на сайтах http://comissvyat.blogspot.ru/, http://diakonissa.blogspot.ru/

 

Из фондов архива

Звезда шестидесятых - Юлия Вечерова

Шестидесятники... Когда мы слышим это слово, вспоминаем плеяду замечательных поэтов, славных космонавтов. Но это была не только их эпоха. Повсеместно ширилось движение ударников и целых бригад коммунистического труда. Наш ивановский край прославили многочисленные передовики производства, Герои труда.

 

 

 

 

 

Архивы Ивановской области

Кто сейчас на сайте?

Сейчас 124 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 3573681

Сообщения об опечатках

Уважаемые посетители сайта!
Если Вы заметили ошибку или опечатку на нашем сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com