О нас пишут

Календарь памятных дат

Главная Из фондов архива На фронт приезжала… баня
На фронт приезжала… баня
03.05.2020 08:15

В жизни мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.

(Александр Твардовский)


В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. страдания и лишения выпали на долю всего советского народа, но тяжелее всего, конечно, приходилось бойцам на передовой. Архивные документы рассказывают нам не только о подвигах, но и о буднях фронтовиков. Наши земляки, понимая тяжесть быта солдат в окопах, сделали замечательный подарок бойцам Северо-Западного фронта к 23 февраля 1942 г. А подарком к 24-й годовщине создания Рабоче-крестьянской Красной армии стал хорошо оборудованный банно-дезинфекционный поезд.

Баня для солдата на фронте – это праздник. Пахнет вениками и деревом. Парок. Чистота. Хорошее настроение. Еще великий полководец А.В. Суворов отмечал: «Чистое белье для воина и баня — тоже оружие, и не менее сильное, чем владение штыком».

Трудовой коллектив ивановских железнодорожников провел несколько воскресников. Полученные средства были перечислены в фонд строительства поезда-бани. В планах предусматривалось, чтобы боец мог попариться, помыться, получить свежее белье, побриться, постричься и отдохнуть в вагоне-клубе. Была поставлена нелегкая задача. Консультацию оказали военные специалисты санитарного управления. Инженеры потрудились на славу. Техническое бюро, возглавляемое инженером Дёжкиным, приготовило рабочие чертежи, произвело необходимые расчеты технологического процесса по оборудованию вагонов «бани на колесах».

Работники 8 дистанции пути оборудовали вагон-парильню, вагон-кладовую. Коллектив участка дорожного строительства сделал вагон-дезокамеру и помогал при оборудовании вагона-душа. А «паровозники» оборудовали специальный паровоз для поезда и цистерны для воды. Ивановскими комсомольцами было закуплено много ценных подарков для бойцов. Именно они создали уют в вагоне-клубе.

Переходы между вагонами обязательно должны быть утеплены. Работники Кожремсоюза решили эту задачу, изготовив и установив теплые переходные суфле между вагонами.

На каждом этапе выделялись передовики-энтузиасты: столяры, монтажники, кровельщики. Многие домой уходили только после того, как выполнят задание. Острый недостаток в материале и арматуре ощущала бригада монтажников. Приходилось многое подбирать, заменять детали. Тем не менее, несмотря на все трудности, монтаж паропровода провели в срок. С любовью была сделана отделка вагонов. Этими работами руководил старый производственник–пенсионер, «Почетный железнодорожник», мастер Ф. Солодовников. У некоторых работников производительность достигала 500%. Например, столяр Герасимов по трое суток не выходил из цеха, всю работу выполнял без задержек. Усердие бригад железнодорожников дало ожидаемый результат. Каждый понимал, как баня нужна бойцам!

Что из себя представлял поезд-баня? По существу – это был целый комбинат. Состоял он из паровоза и 9 вагонов: дезо-камера, вагон-раздевалка, душ, парильня, «одевалка», клуб, кладовая, классный вагон для обслуживающего персонала, цистерна. Ручные пожарные насосы служили для накачки воды в цистерны. Вода бралась из водоемов. Если поезд стоял на крупной станции, то воду брали из водонапорных башен. Санитарный вагон предназначался для дезинфекции нательного белья и формы бойцов. Для прожарки одежды устанавливалась печь, дезинфекция проходила без доступа воздуха при высокой температуре. Для помывки использовались шайки - жестяные тазы. Баки с горячей и холодной водой находились в предбаннике. Печь-буржуйка, топившаяся углем или дровами, грела воду. По словам начальника вагоноремонтного пункта станции Иваново П. Пинчука, «в поезде-бане боец получил возможность хорошо помыться, любители русской бани - хорошо попариться с веничком, сделать необходимый туалет, побриться, культурно отдохнуть и написать письмо на родину».

Телефонисты провели телефонную линию. Силами ивановского радиоцентра в поезде было установлено радио. В вагоне-клубе можно было поиграть в различные игры и почитать книги из хорошей библиотеки, посмотреть кино. Имелись даже струнные инструменты.

Баня на колесах была сделана качественно и в срок. Уже в первую военную зиму дезинфекционный поезд-баня был включен в состав противоэпидемических учреждений Военного санитарного управления Северо-Западного фронта. В приказе по тылу № 38 от 27 февраля 1942 г. заместителя командующего Северо-Западным фронтом генерал-майора Найденова была объявлена благодарность рабочим-железнодорожникам Ярославской железной дороги, комсомольцам города Иваново Ивановской области: «Своим подарком вы выразили братскую заботу о бойцах, командирах и политработниках, еще раз засвидетельствовали кровную связь фронта и тыла. Этот подарок является ценным вкладом в арсенал наших гигиенических и противоэпидемических средств и принесет пользу в деле сохранения здоровья наших славных защитников Родины бойцов, командиров и политработников».

Начальник отдела специальных фондов
и современной документации ГАИО
Елена Болтунова

Статья впервые опубликована в «Ивановской газете»
№ 14 от 21.02.2017.

 

Из фондов архива

Легендарный Парад Победы 1945 года

В день Парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Государственный архив Ивановской области представляет новый проект - "Легендарный Парад Победы 1945 года". Он рассказывает об этом знаменательном историческом событии через призму воспоминаний ивановцев - участников Парада Победы 1945 года.

Проект подготовила начальник отдела спецфондов и современной документации Е.В. Болтунова. С проектом можно ознакомиться на официальном YouTube канале ГАИО. Также он доступен в формате PDF: https://yadi.sk/i/6gqXlce48N7ZxA

 

 

 

Архивы Ивановской области

Кто сейчас на сайте?

Сейчас 182 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 10499991

Сообщения об опечатках

Уважаемые посетители сайта!
Если Вы заметили ошибку или опечатку на нашем сайте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift + Enter.

Joomla 1.5 Templates by JoomlaShine.com